город Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А40-164213/23-149-1351 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: Гасанова К.Р. (дов. N ДГИ-Д-1653/23 от 11.12.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Сокова И.А. (дов. N Д-9/2024 от 15.01.2024 г.);
рассмотрев 28 мая 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 г.,
по делу N А40-164213/23-149-1351
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении границ здания с кадастровым номером 77:04:0006003:1073, площадью 282,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Некрасовка, ЛСА, стр. 110 (далее - здание), расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006000:11 (далее - земельный участок), а также с изменениями сведений о количестве этажей в здании (номер заявления КУВД-001/2023-2228320).
Уведомлением от 30 января 2023 г. N КУВД-001/2023-2228320/2 заявителю было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 28 апреля 2023 г.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 28 апреля 2023 г. N КУВД-001/2023-2228320/7 об отказе в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации, поскольку с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; объект капитального строительства - здание с кадастровым номером 77:04:0006003:1073 не полностью входит в кадастровый квартал 77:04:0006003.
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента путем осуществления учетно-регистрационных действий по уточнению границ здания с кадастровым номером 77:04:0006003:1073, площадью 282,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Некрасовка, ЛСА, стр. 110, в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006000:11.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2023 г. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации с заявлением о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик спорного объекта обратилось ненадлежащее лицо, поскольку в ЕГРН отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости - газоубежище площадью 282,2 кв.м с кадастровым номером 77:04:0006003:1073.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о проведении учетно-регистрационных действий по уточнению границ здания с кадастровым номером 77:04:0006003:1073, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006000:11.
При этом судами сделаны выводы о том, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости обратилось надлежащее лицо.
Так, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0006000:11 с адресным ориентиром: г. Москва, пос. Некрасовка, ул. 2-я Вольская, 30/1В/1А принадлежит на праве собственности городу Москве (запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) N 77-77-14/019/2012-883 от 21 июля 2012 г.).
По данным ЕГРН на вышеуказанном земельном участке расположено помещение с кадастровым номером 77:00:0000000:67808, общей площадью 282,2 кв.м (газоубежище), принадлежащее на праве собственности городу Москве (запись в ЕГРН N 77-7704/063/2006-711 от 04 августа 2006 г.). Иных помещений в указанном здании не учтено.
Помещение с кадастровым номером 77:00:0000000:67808, общей площадью 282,2 кв.м, составляет площадь всего здания с кадастровым номером 77:04:0006003:1073 и город Москва является собственником всего здания.
Судами также установлено, что здание полностью расположено в границах земельного участка, входящего в кадастровый квартал 77:04:0006001.
Судами дана подробная оценка выводам Управления Росреестра по Москве, а также указано на то, что Департаментом в регистрационный орган был представлен технический план, подготовленный в связи с уточнением местоположения здания с кадастровым номером 77:04:0006003:1073, в том числе с изменением сведений о количестве этажей, соответствующий требованиям статьи 24 Закона о государственной регистрации и приказа Росреестра от 15 марта 2022 г. N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2024 г. по делу N А40-164213/23-149-1351 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании отказа в государственном кадастровом учете здания незаконным, указав на то, что заявитель представил все необходимые документы. Суд установил, что заявитель является надлежащим лицом для обращения с заявлением, а оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы. Кассационная жалоба была отклонена, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2024 г. N Ф05-9706/24 по делу N А40-164213/2023