г. Москва |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А40-162394/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.Драйв" - Деева К.А., представитель по доверенности от 17 июля 2023 года;
от заинтересованного лица: Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу - Соломоненко В.А., представитель по доверенности от 15 января 2024 года;
от третьего лица: ФСБ России в лице 12 Центра - Антипин И.П., представитель по доверенности от 7 сентября 2023 года, Коньков А.В., представитель по доверенности от 8 августа 2023 года;
рассмотрев 28 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.Драйв"
на решение от 13 ноября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 6 февраля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-162394/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.Драйв"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу
третье лицо: ФСБ России в лице 12 Центра
о признании незаконным предписания.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Яндекс.Драйв" (далее - заявитель, ООО "Яндекс.Драйв") обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфер связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральном Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление Роскомнадзора по ЦФО) N П-77/11/95-нд/1 от 21 апреля 2023 года.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФСБ России в лице 12 Центра.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ООО "Яндекс.Драйв" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Яндекс.Драйв" в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представители Управления Роскомнадзора по ЦФО и ФСБ России в лице 12 Центра в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Третье лицо также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором выразило несогласие с изложенными в ней доводами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной проверки Управлением Роскомнадзора по ЦФО ООО "Яндекс.Драйв" выявлены нарушения требований пункта 12 Правил хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1526 (далее - Правила хранения информации). Факт нарушения подтвержден актом от 21 апреля 2023 года N А-11-171 на основании которого вынесено предписание N П-77/11/95-нд/1 об устранении выявленного нарушения.
Полагая, что предписание выдано незаконно и без достаточных на то оснований ООО "Яндекс.Драйв" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1824 (далее - Правила N 1824) и Правил хранения информации, исходили из того, что ООО "ЯндексДрайв" фактически является организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ОРИ),
а, следовательно, должно было предоставлять Роскомнадзору соответствующую информацию, что позволило сделать вывод о законности оспариваемого предписания.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основании правильного применения норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 10.1 Закона об информации ОРИ в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Как следует из пунктов 1, 3, 10, 13 статьи 2 Закона об информации:
- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
- сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Согласно статье 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) программой для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ) является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Следовательно, правосубъектность ОРИ возникает с момента начала фактической деятельности по обеспечению функционирования сайта в сети "Интернет" и (или) программ для ЭВМ, позволяющих пользователю сети "Интернет" получать и передавать сведения (сообщения, данные) и иные аудиовизуальные отображения, независимо от способа фактического их представления.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1824, уведомление о начале осуществления деятельности в сети "Интернет" по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (далее - уведомление) представляется в течение 10 рабочих дней со дня получения ОРИ требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Согласно пункту 3 Правил N 1824 уведомление может быть представлено ОРИ по собственной инициативе.
Из части 3 статьи 10.1 Закона об информации следует, что ОРИ обязан хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
В соответствии с частью 6 статьи 10.1 Закона об информации состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 статьи 10.1 Закона об информации, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью ОРИ, связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил хранения информации информация предоставляется подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети "Интернет" с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети "Интернет".
Согласно пунктам 2 и 6 Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео - или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2015 года N 327 (далее - Правила N 327), контроль за деятельностью ОРИ в сети "Интернет" осуществляется в форме выездных и документарных проверок (далее - Мероприятия) на основании обращений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
Полномочия третьего лица и Роскомнадзора по осуществлению контроля за деятельностью ОРИ подтверждены судами первой и апелляционной инстанций с учетом анализа положений Закона об информации, Правил N 327 и Закона N 144-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки доводам ООО "Яндекс.Драйв", оно является ОРИ, поскольку исходя из пунктов 5.4.1, 5.4.2, 5.6 Лицензионного соглашения на использование программы "Яндекс.Драйв" для мобильных устройств пользователь дает согласие на передачу в ООО "Яндекс.Драйв" персональных данных.
Кроме того, согласно пункту 2.4 Условий использования сервиса "Яндекс.Драйв" (далее - Условия использования) пользователь предоставляет следующие документы и информацию о себе: фотографии водительского удостоверения, паспорта, пользователя с паспортом и банковской карты или данные банковской карты.
Следовательно функционал мобильного приложения "Яндекс.Драйв" позволяет пользователю осуществлять прием, передачу, обработку электронных сообщений сети "Интернет" в виде текстовой переписки с чат-ботом и (или) специалистом технической поддержки сервиса, информации о маршруте передвижения, оформленном в виде траектории передвижения, указанной на географической карте, конфигурации профиля пользователем сервиса, сведений о достижениях пользователя, сведений о местоположении доступного для аренды автомобиля, текстовой информации о тарифах, текстового описания неисправности автомобиля и иной.
Исходя из изложенного, суды констатировали: ООО "ЯндексДрайв" (интернет-ресурс "https://yandex.ru/drive" и мобильное приложение "ЯндексДрайв" для платформ iOS и Android) обеспечивает функционирование информационной системы и программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет". ООО "ЯндексДрайв" имеет сайт и мобильное приложение, которые являются программами для ЭВМ.
Указанные обстоятельства позволили судам нижестоящих инстанций прийти к выводу о законности проводимой третьим лицом проверки и запросе соответствующей информации, что указывает на соответствие предписания действующему законодательству.
Следует также обратить внимание на то, что в реестре ОРИ, вопреки доводам заявителя, находятся не только организации, обеспечивающие обмен сообщениями между пользователями, в том числе ООО "Яндекс", ООО "Комьюто Рус", ООО "Дубльгис", ООО "Яндекс.Такси", ООО "Яндекс.Лавка".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что функционал обмена сообщениями не есть обязательное условие для включение в реестр ОРИ, у заявителя же имеется аналогичная функция по общению в чат-боте.
Суды также дополнительно обратили внимание на то, что, вопреки доводам ООО "Яндекс.Драйв" наличие признаков ОРИ не связывается Законом об информации с включением в реестр ОРИ, следовательно отсутствие заявителя в данном реестре не освобождает его от обязанностей по предоставлению информации.
Помимо прочего, согласно пункту 8 Правил N 327 мероприятия при необходимости могут быть проведены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в отношении ОРИ, не включенного в соответствующий реестр.
Доводы ООО "Яндекс.Драйв" о его неинформированности о проведении проверки признаны судами несостоятельными, поскольку, как пояснило третье лицо, проект плана проверочных мероприятий был передан ООО "Яндекс.Драйв" в рамках проведения рабочей встречи 24 марта 2022 года.
Нарушений процедуры запроса информации и проведения проверки со стороны Роскомнадзора и третьего лица судами не выявлено, с чем суд кассационной инстанции согласен.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что предписание Роскомнадзора является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы ООО "Яндекс.Драйв" были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2023 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 года по делу N А40-162394/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Яндекс.Драйв" в лице плательщика Деевой Ксении Андреевны государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15 марта 2024 года N 31745.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконным предписания Роскомнадзора, установив, что организация нарушила правила хранения информации и обязана была предоставить соответствующие сведения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными, так как доказательства подтверждают правомерность действий контролирующего органа. Кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2024 г. N Ф05-9665/24 по делу N А40-162394/2023
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9665/2024
06.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89232/2023
13.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-162394/2023
03.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59171/2023