г. Москва |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А40-119105/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 03.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от СНТ "Гавриково-1": Масликова Д.С. по доверенности от 20.12.2023, паспорту;
от Управления Росреестра по Москве: Аверкиев А.В. по доверенности от 15.01.2024, удостоверению;
рассмотрев 29.05.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве,
на решение от 02.11.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 10.02.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-119105/2023
по заявлению СНТ "Гавриково-1"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "Гавриково-1" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Москве (далее - управление, регистрирующий орган), выраженного в уведомлении от 28.02.2023 N КУВД-001/2022-52608923/5.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель товарищества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что товариществу на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 45 000 кв. м, с кадастровым номером 50:21:0120313:582, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: город Москва, поселение Сосенское, с/т "Гавриково-1" (далее - земельный участок).
25.11.2022 товарищество обратилось в управление с заявлением N MFC-0558/2022-1853960-1 о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами с предоставлением межевого плана от 15.11.2022, подготовленного в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, и выпиской из протокола N 12 общего собрания членов СНТ "Гавриково-1" от 15.05.2021 (далее - выписка из протокола).
Уведомлением управления от 29.11.2022 N КУВД001/2022-52608923/1 осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка приостановлено до 28.02.2023 ввиду того, что: 1) представленный межевой план по форме либо по содержанию не соответствует требованиям, утв. Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно: в нарушение п. 45 Требований в представленном межевом плане некорректно приведено описание закрепления характерных точек границ земельного участка (например, временный межевой знак, долговременный межевой знак или закрепление отсутствует); в нарушение п. 69 Требований в представленном "Заключение кадастрового инженера" отсутствует однозначный вывод об описании конкретного объекта искусственного происхождения, существующего на местности пятнадцать и более лет, позволяющие однозначно идентифицировать границы земельного участка; в нарушение п. 74 Требований схема расположения земельных участков составлена с нарушением указанных норм с учетом сведений, указанных в разделе "Заключение кадастрового инженера"; в нарушение п. 75 Требований схема составлена с нарушением указанных норм с учетом п. п. 69 и 74 Требований; в нарушение положений п. 26 Требований в представленном межевом плане в составе приложения отсутствует извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ и уведомления о его вручении или невручении, направленного собственникам смежных земельных участков посредством почтового отправления; 2) в нарушение п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы земельного участка пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:457, 50:21:0000000:84; 3) в нарушение ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не проведено согласование местоположения границ уточняемого земельного участка со смежными земельными участками.
В целях устранения обнаруженных недостатков, послуживших основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету, в связи с уточнением местоположения границ земельного участка кадастровым инженером проведены дополнительные работы.
06.03.2023 товарищество обратилось в управление с заявлением N MFC0558/2023-187982-1 с приложением скорректированного с учетом обоснованных замечаний межевого плана от 30.01.2023 и вышеуказанной выпиской из протокола.
16.02.2023 управление направило в адрес товарищества уведомление N КУВД-001/2022-52608923/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета по ранее указанным основаниям.
Уведомлением от 28.02.2023 N КУВД001/2022-52608923/5 управление отказало товариществу в государственном кадастровом учете.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения товарищества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, установлен ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Суды установили, что в государственном кадастровом учете управление отказало товариществу ввиду выявления несоответствий представленного заявителем технического плана ранее указанным в уведомлении о приостановлении требованиям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, пп. 26, 69, 74, 75 Требований.
Суды указали, что регистрирующим органом не учтено следующее.
Так, принимая во внимание положения пп. 24, 68, 69 Требований, п. 1.1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно указал, что, как следует из представленных заявителем документов, при уточнении границ земельного участка документом, подтверждающим местоположение его границ, является государственный акт от 02.04.1992 N 487, в котором содержится картографический материал (включен в состав межевого плана) и Генплан М1:500.
Учитывая положения пп. 74, 75 Требований, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на схеме расположения земельных участков отображены все имеющиеся данные, указанные в перечисленных пунктах Требований (выкопировка из межевого плана).
Поскольку земельный участок имеет порядка 202 смежных земельных участков, а информации об адресе электронной почты и почтовом адресе заинтересованных лиц в выписках ЕГРН не содержится, кадастровым инженером в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ принято решение опубликовать извещение о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а именно: в газете "Новые округа" Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы от 09.09.2022 N 31 (497).
Согласно сведениям ЕГРН о смежном земельном участке с кадастровым номером 50:21:0120313:332 правообладателями данного земельного участка являются 15 собственников, что в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ дает право кадастровому инженеру опубликовать извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Из представленных в материалы дела доказательств суды установили, что собрание состоялось 10.10.2022 в здании правления СНТ "Гавриково-1" уч. 238А по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, с/т "Гавриково-1". На согласование границ уточняемого земельного участка явилось более 52% собственников. Результатом проведения согласования является акт согласования местоположения границ земельного участка, включенный в межевой план, что подтверждается личными подписями 133 заинтересованных лиц, принявших участие в согласовании начиная с 30.05.2022.
Суды установили, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120313:582 примыкают к границе смежного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:84, но не пересекают.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:84 точка под номером 7 имеет координаты X - 13762.61 Y 47.51, в свою очередь координатная точка 324 земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120313:582 имеет координаты X - 13762.61 Y 47.51 и соответствует точке 7 смежного земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:84, что подтверждается выкопировкой и межевым планом.
Таким образом, товариществом для осуществления учетно-регистрационных действий был представлен необходимый перечень документов, соответствующий требованиям действующего законодательства и отражающий необходимую информацию в отношении земельного участка.
При таких данных у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, в связи с чем суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ осуществить государственный кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка на основании заявления N КУВД001/2022-52608923.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2024 по делу N А40-119105/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании отказа регистрирующего органа в государственном кадастровом учете земельного участка неправомерным, указав на соответствие представленных документов требованиям законодательства. Суды установили, что товарищество предоставило все необходимые документы, а также провело согласование границ земельного участка с заинтересованными лицами. Кассационная жалоба управления оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2024 г. N Ф05-10403/24 по делу N А40-119105/2023