Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 января 2008 г. N А09-5254/07-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от Предпринимателя - Ф.Е.В.- представителя (дов. N 32-01/180261 от 28.07.2007 - пост.); от УФНС России по Брянской области - Б.Ж.В. - зам. нач. ю/о (дов. от 11.10.2007 N 12-07/13493); МИФНС России N 2 по Брянской области - Г.О.М. - спец. 1 разряда (дов. от 09.01.2008 N ВБ-02-30/00029),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области на решение от 10.09.2007 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-5254/07-16, установил:
Индивидуальный предприниматель И.К.М. (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц МИФНС России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция, ИФНС), выразившиеся в направлении уведомления от 27.03.2007 N BE 08-22/9022, незаконными действий должностных лиц УФНС России по Брянской области (далее - Управление, УФНС), выразившиеся в принятии решения от 18.07.2007, а также о признании недействительными уведомления от 27.03.2007 N ВЕ-08-22/9022 и решения от 18.07.2007 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.09.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, а также пояснения УФНС, выслушав объяснение представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.02.2007 Предпринимателем в Инспекцию представлено заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.02.2007.
Уведомлением от 27.03.2007 N ВЕ-08-22/9022 налогоплательщику отказано в переходе на указанный налоговый режим.
Не согласившись с указанным уведомлением, Предприниматель обжаловал его в Управление ФНС России по Брянской области.
Решением руководителя Управления от 18.07.2007 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия должностных лиц налоговых органов являются незаконными, а принятые ими ненормативные акты не соответствуют положениям законодательства о налогах и сборах, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Основанием для отказа Предпринимателю в переходе на упрощенную систему налогообложения послужил вывод налоговых органов о нарушении налогоплательщиком установленного п. 1 ст. 346.13 НК РФ срока подачи заявления.
В силу п. 2 ст. 346.26 НК РФ оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров включено в перечень видов предпринимательской деятельности в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Судом установлено, что на основании лицензии на право осуществления пассажирских перевозок и распоряжения Администрации г. Брянска Предприниматель занимался предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров на городском коммерческом маршруте N 10 и являлся плательщиком ЕНВД.
Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2004 N 746-П утверждены "Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске" (далее - Правила).
Согласно п. 3 указанного Постановления до проведения конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок по маршрутам, предложенным на конкурсы, перевозки по данным маршрутам осуществляются на основании распоряжений администрации г. Брянска (мэрии), Брянской городской администрации о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров, принятых ранее.
Согласно п. 1.5 Правил данные правила обязательны к исполнению: владельцами транспортных средств, осуществляющими пассажирские перевозки; водителями транспортных средств, участвующими в пассажирских перевозках.
В соответствии с п. 1.8 Правил пассажирские перевозки в г. Брянске осуществляются на основании договора на выполнение перевозок пассажиров между Заказчиком и Перевозчиком. Запрещается осуществление маршрутных пассажирских перевозок без соответствующего договора, основанием для заключения которого является признание Перевозчика победителем конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок.
Перевозчик - организация, предприниматель, осуществляющие транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров на маршрутах транспорта всех категорий.
Пунктом 4.1 Правил предусмотрен ряд требований к Перевозчику, в число которых входят: обязанность иметь соответствующую лицензию, договор на транспортное обслуживание пассажиров автобусами, свидетельство, удостоверяющее факт подписания договора, лицензионные карточки на автобусы, находящиеся в собственности.
Пунктом 4.2 Правил предусмотрены требования к водителю, из которых следует, что последний при работе на линии должен иметь договор о найме водителя на работу, зарегистрированный в Брянской городской администрации.
На основании указанного Постановления, а также Постановления Администрации Брянской области от 31.12.2004 N 668 Администрацией г. Брянска объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок на городском коммерческом маршруте N 10.
Победителем по итогам конкурса был признан индивидуальный предприниматель Г.А.В., между которым и Администрацией г. Брянска был заключен договор от 19.02.2007 N 10/1 о предоставлении права осуществления пассажирских перевозок на городском коммерческом маршруте N 10.
Между ИП Г.А.В. и Предпринимателем заключен договор от 19.02.2007 N 4/10 о предоставлении в аренду транспортного средства и гражданско-правовой договор об оказании услуг по управлению транспортным средством.
В соответствии с п.п. 1.1. договора Арендодатель (Предприниматель) предоставляет Арендатору (Г.А.В.) транспортное средство марки ГАЗ 322131 г/н АЕ 780 за плату во временное владение и пользование.
Поскольку ИП Г.А.В. заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок на маршруте N 10 г. Брянска, он имеет лицензию N АСС 32 118700 от 08.08.2004 на право осуществления перевозок пассажиров и лицензионную карточку N 174434 на автомобиль марки ГАЗ-32 2131 рег. знак АЕ 780 32 рус., то вывод суда о том, что именно он отвечает понятию перевозчика, является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Вместе с тем, организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Судом правомерно указано, что в данном случае Предприниматель И.К.М. не является перевозчиком, а его доход состоит из арендной платы по договору аренды транспортного средства и выплаты вознаграждения за управление транспортного средства, что дает ему право перехода на упрощенную систему налогообложения.
В связи с проведенным Администрацией г. Брянска конкурсом Предприниматель утратил право осуществлять автотранспортные услуги по перевозке пассажиров, относящиеся к специальному налоговому режиму в виде уплаты ЕНВД, поэтому у него в силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ имелись правовые основания для обращения с заявлением о переходе на УСН.
При этом довод кассационной жалобы о том, что положения п. 2 ст. 346.13 НК РФ относятся к организациям и предпринимателям, которые перестали быть плательщиками ЕНВД в связи с исключением нормативными актами органов местного самоуправления из установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ перечня видов деятельности того вида деятельности, который они осуществляют, кассационная коллегия считает основанным на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 10.09.2007 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-5254/07-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2008 г. N А09-5254/07-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании