г. Москва |
|
4 июня 2024 г. |
Дело N А41-39915/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: публичного акционерного общества "Россети Московский регион" - Радионов И.С., представитель по доверенности от 1 апреля 2024 года;
от заинтересованного лица: комитета лесного хозяйства Московской области - Дианов А.Ю., представитель по доверенности от 13 декабря 2023 г, ода, Вуколов А.В. представитель по доверенности от 13 декабря 2023 года;
от третьих лиц: комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - извещен, представитель не явился;
общества с ограниченной ответственностью "Астра ТМ" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 21-28 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Московский регион"
на решение от 28 октября 2023 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 23 января 2024 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А41-39915/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Московский регион"
к комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения
при участии в деле третьих лиц: комитета по архитектуре и градостроительству
Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Астра ТМ"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (далее - заявитель, ПАО "Россети Московский регион") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, комитет лесного хозяйства), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным отказ от 17 апреля 2023 года N ИСХ-8721/30-08 в выдаче разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута;
- обязать комитет выдать ПАО "Россети Московский регион" разрешение на использование лесного участка с кадастровым номером 50:11:0020401:181 без его предоставления и установления сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства по договору технологического присоединения от 11 апреля 2016 года N С8-16-302-4204(922578).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и общество с ограниченной ответственностью "Астра ТМ" (далее - ООО "Астра ТМ").
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объявил перерыв в судебном заседании до 28 мая 2024 года 10 часов 5 минут.
Судебное заседание продолжено после перерыва тем же составом суда.
ПАО "Россети Московский регион" в судебном заседании поддержало позицию, изложенную в кассационной жалобе, просило ее удовлетворить.
Представитель комитета лесного хозяйства возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемых решения и постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 3 апреля 2023 года филиалом ПАО "Россети Московский регион" - Северные электрические сети в комитет лесного хозяйства направлено заявление о выдаче разрешения на размещение объекта N СЭС/01/326.
Комитет лесного хозяйства письмом от 17 апреля 2023 года N ИСХ-8721/30-08 отказал в выдаче разрешения на использование испрашиваемого участка в связи с тем, что ПАО "Россети Московский регион" должно заключить соглашение об установлении сервитута с ООО "Астра ТМ".
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ПАО "Россети Московский регион" в сфере предпринимательской деятельности, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244, Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 8 апреля 2015 года N 229/13 (далее - Порядок) исходили из того, что ПАО "Россети Московский регион" должно заключить соглашение об установлении сервитута с ООО "Астра ТМ".
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Из пункта 2 статьи 39.34 ЗК РФ следует, что действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
Таким образом, закон допускает предоставление земельного участка лицу на каком-либо праве (собственности, аренды, безвозмездного пользования, сервитут) и в том случае, если часть этого участка занята объектом из установленного законом перечня соответствующих объектов и у другого лица имеется разрешение на использование части земельного участка без предоставления.
Подпунктом "в" пункта 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244 установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 2 Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Согласно абзацу 14 пункта 8 Порядка, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если лесной участок, на котором планируется размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, расположен в лесах, которые в соответствии с категорией защитности и (или) лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) не предназначены для размещения объектов, указанных в заявлении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21, пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты). Использование лесов может быть следующих видов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно статье 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, земельным и лесным законодательством предусматривается возможность использования лесов под строительство, реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов. Для предоставления лесных участков в указанных целях необходимо соответствующее разрешение уполномоченного органа. Органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, является комитет лесного хозяйства Московской области. Отказ в выдаче разрешения возможен только в установленных законом случаях.
Вывод судов о законности оспариваемого отказа является преждевременным.
Делая вывод об отсутствии согласия арендатора суд не учел, что ПАО "МОЭСК" (в настоящее время - ПАО "Росети Московский регион") заключило с ООО "Астра ТМ" договор N С8-16-302-4204(922578) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно с техническими условиями от 11 апреля 2016 года N И-16-ОО-9225787Ю2/С8 (далее - ТУ).
Согласно пунктам 1, 2 договора ПАО "МОЭСК" осуществляет подключение к электрическим сетям земельного, участка с кадастровым номером 50:11.0020401:181.
ООО "Астра ТМ", являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020401:181 на основании договора аренды N 50-0476-05-12-07 от 28 сентября 2015 года, дало согласие ПАО "Россети Московский регион" на размещение трансформаторной подстанции КТП-27048 на безвозмездной основе письмом от 8 февраля 2023 года.
Подавая заявление о выдаче разрешения на размещение объекта N СЭС/01/326 ПАО "Россети Московский регион" приложило к нему указанные документы, которые также были представлены в суд первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанции формально подошли к вопросу о наличии согласия, ограничившись лишь выводом об отсутствии соглашения об установлении сервитута, не дав оценку указанным доказательствам.
С учетом того, что судами не были установлены обстоятельства относительно содержания представленных доказательств и их правовой природы, вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления ПАО "Россети Московский регион" является преждевременным.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2023 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2024 года по делу N А41-39915/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, установив, что отказ в выдаче разрешения на использование лесного участка был преждевременным. Судебные инстанции не учли все фактические обстоятельства и не оценили представленные доказательства, что повлияло на законность решения. Дело направлено на новое рассмотрение для полного выяснения обстоятельств и правильного применения норм права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2024 г. N Ф05-8847/24 по делу N А41-39915/2023
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1633/2025
28.11.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39915/2023
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8847/2024
23.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23572/2023
28.10.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39915/2023