г. Москва |
|
5 июня 2024 г. |
Дело N А41-65962/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца: Федеральное агентство лесного хозяйства - извещено, представитель не явился;
от ответчиков: акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие "Аксиньино" - извещено, представитель не явился;
Администрации городского округа Ступино Московской области - Кепова Н.Г., представитель по доверенности от 28 декабря 2023 года;
от третьих лиц: Комитета лесного хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
Территориального Управления Росимущества в Московской области - извещено, представитель не явился;
Управления Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился;
Публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 29 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 15 декабря 2023 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 16 февраля 2024 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А41-65962/2023
по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства
к Акционерному обществу Сельскохозяйственное предприятие "Аксиньино",
Администрации городского округа Ступино Московской области
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное
Управление Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по
Московской области, Публично-правовая компания "РОСКАДАСТР",
об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, о
внесении изменений в ЕГРН.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Акционерному обществу Сельскохозяйственное предприятие "Аксиньино" (далее - АО СП "Аксиньино"), Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Администрация) об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020399:49 площадью 8436 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда (выдел 16 квартала 7 Ступинского сельского участкового лесничества (участок Ступинский район); выделы 14.16 квартала 51 Малинского участкового лесничества Ступинского лесничества Московской области), в координатах, указанных в иске, внесении в ЕГРН изменения путем исключения из него сведений о части земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020399:49 площадью 8436 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда в координатах поворотных точек, указанных в иске.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное Управление Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Публично-правовая компания "РОСКАДАСТР"
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель администрации, явившийся в судебное заседание, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
От Рослесхоза поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Изучив материалы дела, заслушав представителя администрации, явившегося в суд кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из ЕГРН АО СП "Аксиньино" является арендатором земельного участка неразграниченной государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:33:0020399:49 площадью 9600 кв. м.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 19 июля 2023 года установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020399:49 с границами земель лесного фонда (выдел 16 квартала 7 Ступинского сельского участкового лесничества (участок Ступинский район); выделы 14.16 квартала 51 Малинского участкового лесничества Ступинского лесничества Московской области). Площадь пересечения - 8436 кв. м. Заключением ФГБУ "Рослесинфорг" также установлены координаты пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
Ссылаясь на нарушение порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:33:0020399:49, при отсутствии оснований для выбытия спорной части лесного участка из федеральной собственности, Рослесхоз обратился в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суды Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) исходили из того, что доказательств наложения границ спорного участка на земли лесного фонда в материалы дела не представлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при правильно применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 Постановления N 10/22 разъяснено, что, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с пунктом 36 Постановления N 10/22, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
Согласно статье 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
В силу статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи 6 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт). Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, 11 августа 2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Закон N 218-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельные участки возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Проанализировав материалы дела, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0020399:49 поставлен на кадастровый учет 1 апреля 2008 года с установлением местоположения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, следовательно, право собственности на него возникло до 1 января 2016 года, в связи с чем в силу указанных выше норм он не может быть отнесен к землям лесного фонда, а в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН.
Суды первой и апелляционной инстанций констатировали: на основании лесоустроительных материалов, представленных в дело, установить границы земель лесного фонда, а, следовательно, установить факт пересечения границ лесного фонда со спорным земельным участком не представляется возможным. С заявлением о проведении экспертизы стороны не обращались. Суд округа согласен с указанными выводами судов нижестоящих инстанций.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности факта пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда.
Доводы кассационной жалобы Рослесхоза были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Рослесхоза с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2023 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2024 года по делу N А41-65962/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о истребовании земельного участка из незаконного владения, установив, что истец не представил доказательства наложения границ спорного участка на земли лесного фонда. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными и обоснованными, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2024 г. N Ф05-9623/24 по делу N А41-65962/2023