г. Москва |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А40-173315/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия" - Грищенко В.В. (представителя по доверенности от 22.09.2023),
от Департамента образования и науки города Москвы - Ряскина В.В. (представителя по доверенности от 21.04.2022),
рассмотрев 28.05.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы
на решение от 27.11.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16.02.2024
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-173315/2023
по заявлению автономной некоммерческой организации средняя общеобразовательная школа "Академическая гимназия"
к Департаменту образования и науки города Москвы
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация средней общеобразовательной школы "Академическая гимназия" (далее - школа) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы (далее - департамент образования, департамент) о признании незаконным бездействия, выразившееся непринятии решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания; об обязании принять решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания; о присуждении денежных средств на случай неисполнения судебного акта, а именно: в случае неисполнения судебного акта взыскать с департамента в пользу школы денежные суммы: единовременно 5 000 000 рублей при неисполнении департаментом решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,2% от 36 063 996 рублей за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Решением от 27.11.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024, Арбитражный суд города Москвы признал незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания, обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания, взыскал с департамента образования в пользу школы в случае неисполнения судебного акта следующие денежные суммы: единовременно 300 000 рублей при неисполнении решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05% от 36 063 996 рублей за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
В кассационной жалобе департамент образования просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и отказать в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель школы возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, школа обратилась в департамент с отчетом о фактических затратах, возникших у получателя субсидии из бюджета города Москвы в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения с учетом отклонения контингента за 1 квартал 2023 года.
Из приказа департамента от 07.06.2023 N 512 "О внесении изменений в приказы Департамента образования и науки города Москвы от 01.11.2022 N 918 и от 02.12.2022 N 1023" школе стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме (приложение 4 к этому приказу, содержащем списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения, за который предоставляются субсидии, их размер).
Согласно расчету, произведенному школой, департамент не принял решение о предоставлении субсидии в общей сумме 36 063 996 рублей.
Исходя из этого, школа обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением к департаменту образования.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление школы в той части, в которой школа просила признать незаконным оспариваемое решение департамента образования и обязать департамент принять решение о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат в общей сумме 36 063 996 рублей, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 8, 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктов 1.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.10 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 640-ПП, пунктов 9, 11 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293, пунктов 1.3, 2.8 Порядка предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.09.2012 N 489-ПП, пунктов 17, 18 Порядка рассмотрения заявок на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям, утвержденного приказом департамента от 15.03.2019 N 87, пришли к выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в представлении рассматриваемых субсидий в полном объеме, установив, что отчет школы соответствовал установленным требованиями, направлен с соответствующим комплектом документов, все обучающиеся были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования".
Как указали суды, департамент образования, не предоставляя субсидии, по сути, в отсутствие оснований лишил школу права на возмещение стоимости оказанных услуг. В результате школа вынуждена нести бремя частичного финансирования мероприятий, связанных с обеспечением образования при выполнении государственных задач (обеспечение бесплатного образования в рамках ФГОС) без какого-либо возмещения понесенных затрат.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и с учетом заявленных доводов суды в качестве способа восстановления нарушенного права школы признали, что департамент образования обязан принять решение о предоставлении субсидии в испрашиваемой школой сумме.
Суды, руководствуясь положениями части 4 статьи 174 АПК РФ, учитывая обстоятельства рассматриваемого спора, характер действий, которые департамент обязан совершить во исполнение решения суда в целях защиты нарушенных прав и интересов школы, признал справедливым и обоснованным взыскание с департамента в пользу школы денежной суммы: единовременно 300 000 рублей при неисполнении решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05% от 36 063 996 рублей за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Данные выводы судов первой апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Ссылка департамента в кассационной жалобе на избрание судом неправильного способа восстановления нарушенного права школы отклоняется, поскольку какие-либо обстоятельства, препятствующие предоставлению школе испрашиваемых субсидий образования, департамент образования не привел, доводов о таких обстоятельствах в кассационной жалобе не заявил.
Также, вопреки мнению департамента, судами обоснованно с учетом обстоятельств дела и положений части 4 статьи 174 АПК РФ установлены денежные суммы, подлежащие взысканию с департамента на случай неисполнения судебного акта.
Из доводов кассационной жалобы департамента материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А40-173315/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным бездействие департамента образования, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидии для возмещения затрат на образование и бесплатное питание. Департамент обязан принять решение о предоставлении субсидии в размере 36 063 996 рублей, а также выплатить 300 000 рублей в случае неисполнения решения суда в установленный срок.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2024 г. N Ф05-7876/24 по делу N А40-173315/2023