г. Москва |
|
6 июня 2024 г. |
Дело N А40-178714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Архиповой Ю.В., Колмаковой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Хромов О.А., доверенность от 12.10.2022;
от ответчика: Горбунов Д.Н., доверенность от 25.04.2021; Пономарева М.Д., доверенность от 09.01.2024;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Минобороны России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024
по делу по иску Минобороны России
к АО "ВоенТорг"
о взыскании штрафа по государственному контракту от 31.05.2021 N 310521/ВП в размере 85 686,31 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Военторг" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 85 686 руб. 31 коп. по государственному контракту от 31.05.2021 N 310521/ВП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2023 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А40-178714/2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг по государственному контракту от 31.05.2021 N 310521/ВП в размере 85 686 руб. 31 коп. отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в обоснование которой указало на нарушение судами норм материального и процессуального права, считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела.
Обсудив заявленные доводы, выслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "Военторг" (исполнитель) заключен государственный контракт от 31.05.2021 N 310521/ВП на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, согласно п. 2.1 которого исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с п. 3.2 контракта исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта; обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами заказчика и контрактом; ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем.
Согласно п. 8.3 контракта исполнитель уплачивает заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательства, в размерах, определяемых в соответствии с п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по контракту по каждому установленному факту нарушения.
В соответствии с п. 8.4 контракта штраф предъявляется по каждому факту выявления нарушения, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно представленному истцом расчету, проверенному судом, сумма штрафа по всем нарушениям условий контракта составляет 85 686 руб. 31 коп.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии от 03.03.2022 N 207/8/797; от 03.03.2022 N 207/8/795; от 21.03.2022 N 207/8/1112, которые оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выполнив при новом рассмотрении указания суда кассационной инстанции, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для списания истребованной неустойки, поскольку её размер не превышал установленный лимит, отказав в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что штраф в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (вместе с "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом", подлежит списанию заказчиком.
В рассматриваемом случае, согласно п. 4.1 контракта, цена контракта составляет 36 765 086 963 руб. 87 коп., при заявленной сумме штрафа в размере 85 686 руб. 31 коп., что не превышает 5 процентов от цены контракта.
Пункт 11 Правил списания устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Таким образом, Правила списания подлежат применению в рассматриваемом случае, вследствие чего пеня подлежит списанию.
Подход суда соответствует судебной практике Верховного Суда РФ по подобным спорам, которая нашла свое отражение в определениях N N 302-ЭС21-25561 от 19.04.2022, 303-ЭС17-1652 от 14.08.2017, 305-ЭС17-621 от 22.06.2017, а также постановлению Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-289516/21.
На основании вышеизложенного, учитывая, что сумма пени не превышает 5% от суммы контракта, обязательства по контакту были исполнены в полном объеме, спорная сумма неустойки подлежит списанию на основании 4.42.1 ст. 112, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 783 от 04.07.2018 (в редакции Постановления Правительства N 591 от 26.04.2020).
Не совершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Наличие спора не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку списание неустойки призвано быть одной и мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным контрактам). Подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для иной оценки приведенных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая отсутствие полномочий по переоценке доказательств и установленных обстоятельств (ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанции, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024 по делу N А40-178714/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья Е.Ю. Филина
Судьи |
Ю.В. Архипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о взыскании штрафа с исполнителя по государственному контракту, установив, что размер неустойки не превышает 5% от цены контракта и подлежит списанию. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными, поскольку обязательства исполнены в полном объеме, а наличие спора не препятствует применению мер государственной поддержки.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2024 г. N Ф05-8994/23 по делу N А40-178714/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8994/2023
19.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86042/2023
25.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-178714/2022
30.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8994/2023
26.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89987/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-178714/2022