г. Москва |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А40-111940/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Дербенева А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Лагуткина А.Ю. по доверенности от 05.02.2024 (онлайн)
от заинтересованного лица: Куликов А.В. по доверенности от 19.12.2023
рассмотрев 03 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Центральной акцизной таможни
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024
по делу N А40-111940/2023,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БВГ"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БВГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган) об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, изложенное в письме от 02.02.2023 N 13-12/02431; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора за ввезенные в период с 01.01.2020 по 29.02.2020 колесные транспортные средства и шасси в размере 81 670 500 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024, решение суда первой инстанции отменено. Заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами суда, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и оставить в силе решение суда от 04.10.2023.
Поступивший от общества отзыв на кассационную жалобу, судом приобщен в материалы дела в порядке статьи 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, общество "БВГ" (ранее - ООО "Скания-Русь") в период с 01 января по 29 февраля 2020 г. осуществило ввоз колесных транспортных средств и шасси на территорию Российской Федерации в количестве 151 единиц.
Общество рассчитало размер утилизационного сбора, при этом ошибочно включив в полную массу транспортных средств (шасси) такую техническую характеристику как "грузоподъемность", что привело к применению более высоких коэффициентов и увеличению суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате.
Общество уплатило утилизационный сбор на общую сумму 140 785 500 руб. в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением N 1291, что подтверждается таможенными приходными ордерами (ТПО), выданными таможенным органом.
При исключении грузоподъемности из расчета полной массы транспортных средств (шасси) общество произвело расчет излишне уплаченного утилизационного сбора и обратилось в Центральную акцизную таможню (ЦАТ) с заявлением от 23.12.2021 (вх. ЦАТ от 28.12.2021 N 83154) о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора на общую сумму 81 670 500 руб. в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением N 1291.
В отношении части ввезенных шасси Общество заявило утилизационный сбор к зачету в полном объеме, в связи с тем, что при исключении грузоподъемности из расчета полной массы часть ввезенных шасси не соответствует ни одной из категорий, указанных в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), утвержденном Постановлением N 1291.
Общество получило письмо ЦАТ от 02.01.2023 N 13-12/02431, содержащее решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, мотивированное необходимостью исчисления утилизационного сбора исходя из понятия "технически допустимой максимальной массы", установленной Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 (ТР ТС 018/2011), которая включает грузоподъемность транспортного средства (шасси).
Не согласившись с отказом таможенного органа, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение, суд первой инстанции, согласился с позицией таможенного органа, изложенной в оспариваемом решении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, согласился с доводами заявителя об ошибочности включения в расчет параметра "грузоподъемность" и признал позицию таможенного органа неправомерной, придя к выводу о том, что при определении размера утилизационного сбора не подлежала учету грузоподъемность транспортного средства.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные обществом требования, апелляционный суд исходил из установленного факта излишней уплаты обществом утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств и незаконности решения таможни об отказе в возврате обществу излишне уплаченных сумм.
При рассмотрении спора, суд учел то обстоятельство, что из положений Перечня, утвержденного постановлением N 1291, следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила, утвержденные постановлением N 1291, ни Перечень не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
Суд округа не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда и признает, что спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм права.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что порядком исчисления утилизационного сбора не предусмотрено определение его размера в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства, являются верными, сделаны при правильном применении положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П и согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383, пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 года.
Доводы таможенного органа со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291" подлежат отклонению, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза на территорию Российской Федерации спорных транспортных средств и уплаты утилизационного сбора и обратной силы не имеет.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не является предусмотренным положениями статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2024 по делу N А40-111940/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что таможенный орган неправомерно отказал в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, поскольку при расчете была ошибочно учтена грузоподъемность транспортных средств. Апелляционный суд признал, что для определения размера сбора следует учитывать только полную массу, без учета грузоподъемности, и удовлетворил требования общества о возврате суммы в размере 81 670 500 руб.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2024 г. N Ф05-9435/24 по делу N А40-111940/2023