г. Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-130698/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи С.Ю. Дацука,
судей В.В. Кобылянского, Д.Г. Ярцева,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АВЭЙ РИЭЛТИ" - А.В. Глушенков, представитель по доверенности от 01.01.2024;
от Центрального Банка Российской Федерации - С.В. Аверин, представитель по доверенности от 28.10.2022; И.С. Высоцкая, представитель по доверенности от 08.06.2021;
рассмотрев 29 мая 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АВЭЙ РИЭЛТИ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 года по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВЭЙ РИЭЛТИ"
к Центральному Банку Российской Федерации
о признании незаконным бездействия.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВЭЙ РИЭЛТИ" (далее - ООО "АВЭЙ РИЭЛТИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) о признании незаконными действий (бездействия) по непредставлению надлежащего сообщения о принятом решении на заявление об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2023, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "АВЭЙ РИЭЛТИ" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы истцом указано на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии операций по счету, связанных с ведением реальной хозяйственной деятельности; ссылки на подозрительные операции сделаны без учета их действительного характера; судами не дана оценка действиям ЦБ РФ; ответ N 59-5-1/55617 невозможно расценить в качестве соответствующего предписаниям федерального закона.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии жалобы к производству, месте и времени судебного заседания была размещена на официальном интернет-сайте суда: http://fasmo.arbitr.ru.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда округа представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представители ЦБ РФ возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.09.2022 ООО "АВЭЙ РИЭЛТИ" отнесено Банком России к группе высокого риска, информация об этом направлена в кредитные организации 12.09.2022.
В свою очередь, ПАО Банк "ФК Открытие" в соответствии с пунктом 8 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ отнесло заявителя к группе высокого риска и применило меры, установленные пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, приостановив дистанционное банковское обслуживание расчетного счета N 40702810300310000245.
09.11.2022 Общество в порядке пункта 1 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ обратилось в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ с заявлением об отсутствии оснований для применения к нему указанных мер.
Решением Межведомственной комиссии от 06.12.2022 ООО "АВЭЙ РИЭЛТИ" отказано в удовлетворении заявления.
Письмом от 08.12.2022 N 59-5-1/55617 Межведомственная комиссия сообщила заявителю о принятом решении.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписано, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие двух условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются положениями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Начиная с 01.07.2022, согласно пункту 18.8 статьи 4 и статье 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России относит каждого клиента кредитной организации к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций, в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций: - низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; - средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; - высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.
В силу пункта 18.8 статьи 4, статьи 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и относит каждое такое юридическое лицо (каждого такого индивидуального предпринимателя) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций.
В соответствии со статьей 7.6 Закона N 115-ФЗ Банк России доводит информацию об отнесении юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций и уполномоченного органа (Росфинмониторинг).
Пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ установлено, что при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, использующая информацию Центрального банка Российской Федерации, предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ, в отношении клиента, который отнесен кредитной организацией и Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет меры, предусмотренные данной правовой нормой.
Пунктом 1 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, информации о применении к нему мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, и об отнесении Центральным банком Российской Федерации такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) к группе высокого риска такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к заявителю мер, с приложением при необходимости пояснений, документов и (или) сведений в Межведомственную комиссию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.8 Закона N 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления об отсутствии оснований Межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований для применения к заявителю Мер или о наличии таких оснований. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и кредитной организации в соответствии с абзацем вторым пункта 13.6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Абзацем 2 пункта 13.6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России.
В сообщении о решении Межведомственной комиссии должны быть указаны дата принятия решения, принятое решение (пункт 4.3 Положения Банка России N 795-П).
Сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть подписано председателем межведомственной комиссии или лицом, его замещающим, или по их поручению - членом межведомственной комиссии из числа представителей Банка России (пункт 4.2 Положения Банка России N 795-П).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции установили, что поданное ООО "АВЭЙ РИЭЛТИ" заявление было рассмотрено в установленном законом порядке. Принятое комиссией решение вынесено в пределах предоставленных ей полномочий, в законном составе, базируется на фактических обстоятельствах, нашедших свое подтверждение, включает все предусмотренные законом реквизиты и элементы. Судами также установлено соблюдение процедуры информирования заявителя о принятом решении.
В своей содержательной части поименованное решение базируется на применении критериев по оценке Банком России риска совершения подозрительных операций юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), утвержденных Решением Совета директоров Банка России от 24.06.20224 (опубликован 01.07.2022 на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" - http://www.cbr.ru).
В частности, регулятор исходил из того, что согласно выписке по банковскому счету заявителя преобладающие объемы поступивших в 2022 году на его банковский счет денежных средств (15 млн руб. или 96% от общего дебетового оборота (за исключением денежных средств, размещенных на депозиты), перечислены им в адрес иного хозяйственного общества - ООО "Лесхозпроект", которое, в свою очередь, отнесено Банком России к группе высокого риска.
Также установлено, что ООО "Лесхозпроект" осуществляло операции по снятию поступавших на его банковский счет денежных средств в наличной форме с использованием банковской корпоративной карты, то есть совершало операции, имеющие признаки повышенного риска (Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 N 19-МР5).
Данный факт подтверждает высокий риск совершения заявителем подозрительных операций, соотносится с критерием, предусмотренным в абзаце 236 пункта 1.2 Решения Совета директоров Банка России от 24.06.2022.
В 2022 году по банковскому счету заявителя отсутствовали операции, связанные с ведением реальной хозяйственной деятельности, что соотносится с критерием, указанным в абзаце 98 пункта 1.2 Решения Совета директоров Банка России от 24.06.2022.
При этом, в представленных заявителем в Межведомственную комиссию документах имелись признаки формального документооборота.
Выявив приведенные обстоятельства, суды констатировали отсутствие законных оснований для вывода о незаконном бездействии со стороны Банка России.
Суд округа не находит оснований для несогласия с приведенными выводами.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-47049/2023, в том числе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2024, подтверждена законность действий по приостановлению дистанционного банковского обслуживания расчетного счета N 40702810300310000245.
Вопреки утверждению заявителя, судами соблюдены правила оценки доказательств, предусмотренные статьями 9, 41, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Итоговые выводы судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме признаются судом округа верными, сделанными по результатам полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, с правильным применением соответствующих положений действующего законодательства.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2024 года по делу N А40-130698/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Ю. Дацук |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о законности действий Центрального банка, который отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия по вопросу применения мер к заявителю, отнесенному к группе высокого риска. Суд установил, что действия банка соответствуют нормам законодательства, а доводы о нарушении прав заявителя не нашли подтверждения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2024 г. N Ф05-8131/24 по делу N А40-130698/2023