г. Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-124135/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Восток-7" - Саттаров Р.Р., представитель по доверенности от 1 февраля 2023 года;
от заинтересованного лица: Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Лавриненко И.А., представитель по доверенности от 21 марта 2024 года;
от третьего лица: Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 4 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Восток-7"
на решение от 17 ноября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 7 февраля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-124135/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток-7"
к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области"
о признании незаконным действия (бездействия).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-7" (далее - заявитель, ООО "Восток-7") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ответчик, Росстандарт) изложенного в письме от 11 мая 2023 года исх. N 5923-ЗО/05 об отказе в проведении проверки и принятии контрольных мер в отношении ФБУ "Нижегородский ЦСМ".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2024 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ООО "Восток-7" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Восток-7" в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, по изложенным в ней доводам.
Представитель Росстрандарта возражал против удовлетворения кассационной жалобы, по доводам изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Восток-7" обратилось в ФБУ "Нижегородский ЦСМ", осуществляющее метрологические и поверочные мероприятия, и направило в адрес последнего меры твердости Роквелла МТР-1 (г/р 1054-65) для проведения поверки в установленном порядке.
Письмом от 21 сентября 2022 года исх. N 22300023042 ФБУ "Нижегородский ЦСМ" было сообщено ООО "Восток-7", что указанные меры твердости не могут быть проверены.
Не согласившись с указанным отказом заявитель 14 февраля 2023 года, 16 марта 2023 года и 14 апреля 2023 года обращался в адрес Росстандарта с жалобами на действия ФБУ "Нижегородский ЦСМ".
Ответами от 15 марта 2023 года N МБ-3043/02, от 13 апреля 2023 года N 4660-30/05 и от 11 мая 2023 года исх. N 5923-ЗО/05 Росстандарт отказал в проведении проверки.
Заявитель не согласившись с указанным действием (бездействием), изложенным в письме от 11 мая 2023 года исх. N 5923-ЗО/05, выразившемся в отказе в проведении проверки и принятии контрольных мер в отношении ФБУ "Нижегородский ЦСМ", обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), Положением "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294 (далее - положение N 294), Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), приказом Минпромторга России от 31 июля 2020 года N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке", исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, исходили из того, что у Росстандарта отсутствуют полномочия по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность подведомственных учреждений.
Выводы судов сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом правильно установленных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассмотрение обращений граждан (физических лиц), объединений граждан, в том числе организаций (юридических лиц) осуществляется на основании Закона N 59-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 10 Закона N 59-ФЗ и с учетом пункта 6.4 Положения N 294 Росстандарт рассмотрел жалобу ООО "Восток-7" и в принятии мер реагирования отказал.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу статьи 17 Закона N 102-ФЗ обязанность проведения проверок при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора) возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), и их территориальных органов.
Должностные лица, проводящие проверку, предусмотренную частью 1 статьи 17 Закона N 102-ФЗ, при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки, вправе: 1. Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления федерального государственного метрологического контроля (надзора) во время исполнения служебных обязанностей; 2. Получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.
При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный метрологический контроль (надзор), обязано, в том числе, давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки для устранения нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Закона N 102-ФЗ основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются, в том числе, осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению.
Пункт 9 части 2 Положения о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1053, устанавливает, что объектами надзора являются: деятельность контролируемых лиц по выпуску в обращение или обращению средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа или эталонов единиц величин; деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в областях деятельности, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона.
Суды первой и апелляционной инстанций констатировали: ФБУ "Нижегородский ЦСМ" является аккредитованным, самостоятельным юридическим лицом и от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права и несет гражданские обязанности, в том числе может выступать самостоятельным ответчиком в суде.
Суды также обратили внимание, что Росстандарт осуществляет функции и полномочия учредителя ФБУ "Нижегородский ЦСМ", а действующим законодательством Росстандарту не предоставлены полномочия по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность подведомственных учреждений.
На основании изложенного, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что деятельность ФБУ "Нижегородский ЦСМ" не является объектом государственного метрологического надзора, а Росстандарт надлежащим образом рассмотрел жалобу ООО "Восток-7" и в принятии мер реагирования отказал. С чем суд округа согласен.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы ООО "Восток-7" были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие "Восток-7" с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2024 года по делу N А40-124135/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконным отказа в проведении проверки метрологических средств, указав на отсутствие полномочий у ответчика вмешиваться в деятельность подведомственного учреждения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций признаны законными и обоснованными, кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2024 г. N Ф05-10365/24 по делу N А40-124135/2023