г. Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А41-18839/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Петровой Тамары Александровны - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Комитета лесного хозяйства Московской области - Дрыгина Н.Л., представитель по доверенности от 13 декабря 2023 года;
от третьих лиц: Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - извещено, представитель не явился;
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - извещено, представитель не явился;
Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился;
Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 4 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 20 декабря 2023 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 9 февраля 2024 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А41-18839/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Петровой Тамары Александровны
к Комитету лесного хозяйства Московской области
третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства;
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению
государственным имуществом в Московской области
о признании незаконным решения, об обязании.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Петрова Тамара Александровна (далее - ИП Петрова Т.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет лесного хозяйства) с требованиями (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признать незаконным решение Комитета лесного хозяйства об отказе в приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), изложенное в письме от 23 декабря 2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050101:866,
- обязать Комитет лесного хозяйства принять положительное решение по приведению сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН, привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050101:866, в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, исключить сведения из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств, в части наложения границ с землями лесного фонда.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства; Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2024 года, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Комитет лесного хозяйства обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Представитель Комитета лесного хозяйства в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, по изложенным в ней доводам.
От Федерального агентства лесного хозяйства поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором оно поддержало изложенные в ней доводы.
ИП Петрова Т.А., Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Петрова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050101:866 площадью 349 038 кв. м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно справке от 1 декабря 2022 года о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050101:866 с землями лесного фонда составляет 3 677,83 кв. м.
В этой связи ИП Петрова Т.А. обратилась в Комитет лесного хозяйства с заявлением и приложенными к нему обосновывающими документами о приведении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствии со сведениями, содержащимися в сведениях ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:18:0050101:866, исключением из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах указанного земельного участка.
По итогам рассмотрения заявления, Комитет Лесного хозяйства принял решения об отказе в предоставлении государственной услуги, изложенное в письме от 23 декабря 2022 года по следующим основаниям: Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о возникновении права на земельный участок до 1 января 2016 года, в случае, если заявителем не предоставлены правоустанавливающие или право удостоверяющие документы на объекты недвижимости, указанные в запросе.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ИП Петрова Т.А. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), Федерального закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", надлежащим образом исследовав и оценив все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку право постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок у первоначального собственника общества с ограниченной ответственностью "Поречье", вопреки выводам комитета лесного хозяйства, возникло до 1 января 2016 года, о чем представлены соответствующие документы.
Выводы судов сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения на образуемые земельные участки. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
На основании пункта 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами; при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ). При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
В соответствии частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года).
Суды правомерно обратили внимание на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:116, площадью 2950 Га был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование постановлением Главы администрации Можайского района от 28 декабря 1994 года N 3523 ЗАО "Поречье". Данное постановление является документом, подтверждающим бессрочное (постоянное) право пользования ООО "Поречье" (правопреемник ЗАО "Поречье) земельным участком.
В связи с тем, что постановление от 28 декабря 1994 года N 3523 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:116 вынесено до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что возникшее право постоянного (бессрочного) пользования не подлежало обязательной государственной регистрации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
Надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам дана также в решении Арбитражного суда Московской области от 8 ноября 2010 года по делу N А41-300/10, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2011 года по тому же делу.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050101:866 поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2015 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:116, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Московская область, Можайский р-н, площадь 2 936 000 кв. м, дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости (дата постановки на кадастровый учет) 20 марта 2002 года.
Суды нижестоящих инстанций указали на то, что 18 марта 2016 года земельный участок из права постоянного (бессрочного) пользования был оформлен в собственность ООО "Поречье".
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обоснованно установили наличие правоустанавливающих документов у первоначального собственника до 1 января 2016 года, следовательно, земельный участок должен существовать в том виде, в котором он указан в ЕГРН, а отказ комитета лесного хозяйства является незаконным.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Комитета лесного хозяйства были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Комитета лесного хозяйства с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2024 года по делу N А41-18839/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о приведении сведений в государственном лесном реестре в соответствие с данными Единого государственного реестра недвижимости, удовлетворив требования индивидуального предпринимателя, который оспаривал отказ Комитета лесного хозяйства. Суд установил наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, что подтверждает законность его прав на землю.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2024 г. N Ф05-10334/24 по делу N А41-18839/2023