г. Москва |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А40-145013/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 11.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от ПАО "МОЭК": Скударнов М.Е. по доверенности от 01.09.2023, паспорту, Канавин А.И. по доверенности от 21.09.2023, паспорту;
от Московского УФАС России: Мхитаров К.Г. по доверенности от 29.12.2023, паспорту;
от Департамента строительства города Москвы: Матвеелнко Л.В. по доверенности от 22.01.2024, паспорту;
рассмотрев 05.06.2024 в судебном заседании кассационные жалобы Московского УФАС России, Департамента строительства города Москвы,
на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 12.03.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-145013/2023
по заявлению ПАО "МОЭК"
к Московскому УФАС России,
третье лицо: Департамент строительства города Москвы,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - Московское УФАС России, управление) от 09.06.2023 по делу об административному правонарушении N 077/04/9.21-3080/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства города Москвы (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах управление и департамент просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представители управления и департамента поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб, представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах (приобщены к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что то 25.11.2019 между обществом и департаментом заключен договор о подключении к системе теплоснабжения N 10-11/19-694, согласно которому общество обязуется самостоятельно либо с привлечением третьих лиц осуществить подключение объекта капитального строительства "очистные сооружения N 1 для 1-ой очереди застройки района Щербинка", расположенного по адресу: Москва, внутригородское муниципальное образование Южное Бутово, Варшавское шоссе (пересечение с пр. 733 и ул. Шоссейная) к системе теплоснабжения, а департамент обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить оказанные обществом услуги в порядке и на условиях, определенных в договоре.
По условиям п. 3.1. договора, срок подключения по договору - в течение 18 месяцев со дня заключения договора - то есть до 25.05.2021.
В соответствии с п. 4.1. договора плата за подключение составляет 6.693.983, 08 руб., в том числе НДС 20% в размере 1.115.663, 85 руб. и определяется в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 12.11.2018 N 129-ТР из расчета 18.489.622, 89 руб. без учета НДС, за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки.
Расчет платы за подключение указан в Приложении N 4 к договору.
На момент заключения договора процедура подключения (технологического присоединения) регулировалась Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787.
Согласно п. 42 Правил N 787 нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя. Если более длительные сроки подключения указаны в инвестиционной программе исполнителя, а также в инвестиционных программах организаций, владеющих на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, с которыми заключены договоры о подключении, в связи с обеспечением технической возможности подключения, срок подключения не должен превышать 3-х лет. Срок подключения, указанный в договоре, может быть продлен по соглашению сторон. Срок подключения объекта является существенным условием договора о подключении.
Необходимые для подключения объекта к централизованным системам теплоснабжения, заявителем не выполнены.
01.07.2021 общество обратилось о продлении срока подключения, в связи с чем сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору о продлении срока подключения до 30.11.2022.
В установленный договором о подключении срок заявителем не выполнены технологические мероприятия.
24.06.2022 департамент письмом N ДС-28-206/22, на основании п. 42 Правил N 787 обратился к ООО "ЦТП МОЭК" с просьбой рассмотреть возможность продления срока подключения по договору до 30.04.2024.
В ответ на письмо департамента ООО "ЦТП МОЭК" письмом от 28.07.2022 N ЦТП/ТП/07-15355/22 направлено в адрес департамента дополнительное соглашение N 3 к договору.
По условиям п. п. 1, 2 дополнительного соглашения, срок подключения по договору продлен до 30.04.2024 и поставлен вопрос о пересмотре размера платы за подключение.
Департаментом письмом от 01.08.2022 N ДС-28-206/22-2 сообщено ООО "ЦТП МОЭК" о несогласии с новым расчетом платы за подключение с применением тарифа, действующего на текущую дату.
В ответ общество письмом от 29.08.2022 N ЦТП/ТП/07-17596/22 даны пояснения о том, что в связи с неисполнением им договорных обязательств, а также нарушением срока подключения, плата за подключение в дополнительном соглашении рассчитана по текущему тарифу, что не противоречит действующему законодательству и повторно предложено подписать ранее направленный проект дополнительного соглашения.
Департамент обратился в антимонопольный орган с заявлением на действия общества, выразившиеся в изменении условий договора - перерасчете платы за подключение объекта к системе теплоснабжения ПАО "МОЭК".
Антимонопольным органом направлен в адрес общества запрос от 06.10.2022 N НП/51679/22 о предоставлении информации и документов.
Во исполнение запроса общество в адрес антимонопольного органа направлены письмо от 14.10.2022 N АП/07-15753/22, сведения и запрашиваемые документы.
07.03.2023 антимонопольным органом вынесено определение о возбуждении дела N 077/04/9.21-3080/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Обществом представлены письменные пояснения по факту возбуждения дела N 077/04/9.21-3080/2023 об административном правонарушении.
21.03.2023 антимонопольным органом составлен протокол N 077/04/9.21-3080/2023 об административном правонарушении, которым в действиях общества установлен факт нарушения Правил N 787, Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 в части направления дополнительного соглашения, предусматривающего перерасчет платы за подключение к системам теплоснабжения.
Обществом представлены возражения от 11.04.2023 на протокол.
Постановлением от 09.06.2023 N N 077/04/9.21-3080/2023 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
В силу ч. 1 ст. 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.21 Кодекса отнесено к полномочиям федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787, определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (п. 1).
Суды указали, что общество осуществляет деятельность на рынке услуг по теплоснабжению.
Суды установили, что по результатам рассмотрения заявления департамента антимонопольный орган пришел к выводам о том, что перерасчет обществом размера платы за подключение к системе теплоснабжения по договору не предусмотрен Правилами N 787.
Суды отметили, что на момент заключения договора процедура подключения (технологического присоединения) регулировалась Правилами N 787, которыми не регулировался вопрос изменения платы за подключение и в них не содержался прямой запрет на ее изменение, в том числе при продлении срока подключения.
Суды, в силу отсутствия в Правилах N 787 специальных норм, регулирующих вопрос возможности изменения стоимости такого договора, пришли к выводу, что обществом обоснованно применены общие положения гражданского законодательства о договорах.
В соответствии с положениями законодательства, регулирующего порядок технологического присоединения к системам теплоснабжения, плата за подключение относится к регулируемым ценам (тарифам) и ежегодно утверждается уполномоченным органом на соответствующий период регулирования.
Суды, также пришли к выводу, что в случае если сторонами договора о подключении достигнуто соглашение об изменении условий договора (срока подключения, размера и вида тепловой нагрузки, перечня мероприятий и иных существенных условий), применению подлежат установленные государством цены (ставки, тарифы), действующие в момент заключения такого соглашения.
Суды при рассмотрении настоящего спора исходили из того, что, с учетом установленных обстоятельств, изменение департаментом сроков подключения и отсутствие выполнения технологических мероприятий по подключению объекта препятствует обществу в завершении подключения.
При этом, суды отметили, что в случае продления обществом срока подключения департаменту без изменения условий по применению тарифа на дату подписания дополнительного соглашения, создаются условия дискриминации для различных потребителей, а именно, плата за подключение для потребителей, заключивших договор в ранние периоды, не выполнивших мероприятия по подключению и обращающихся за продлением срока подключения будет отличаться от платы за подключение для потребителей, заключающих договоры о подключении в более поздний срок.
Суды пришли к выводу, что действия общества по пересмотру платы за подключение не направлены на навязывание заявителю невыгодных условий, а направлены на единый подход в формировании стоимости услуги по подключению, которая должна быть экономически обоснована и при одинаковых условиях исполнения договора о подключении не может быть для одних заявителей завышена, а для других занижена.
С учетом установленных обстоятельств суды удовлетворили заявленные требования общества.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А40-145013/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что организация неправомерно изменила условия договора о подключении к системе теплоснабжения, что привело к административному правонарушению. Арбитражные суды подтвердили законность решения антимонопольного органа о наложении штрафа, отметив, что перерасчет платы за подключение не предусмотрен действующими правилами. Кассационные жалобы были отклонены, решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2024 г. N Ф05-9310/24 по делу N А40-145013/2023