г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-38367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Ю.В. Архиповой,
судей: Н.Н. Колмаковой, В.В. Петровой,
при участии в заседании:
от истца Управления лесного хозяйства Воронежской области- не явился, извещен,
от ответчика Государственной компании "Автодор"- Харитонов К.П. по доверенности от 12.05.2023,
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Трансстроймеханизация" - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Управления лесного хозяйства Воронежской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 года
по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области
к Государственной компании "Автодор"
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Трансстроймеханизация"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее также - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее также - Государственной компании "Автодор") об обязании произвести компенсационное лесовосстановление по договору N 81 от 19.09.2019 на площади 1 421 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Трансстроймеханизация".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неверное определение существенных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неправильные выводы, отсутствие надлежащей оценки его доводам и доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу представлен в материалы дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика против доводов кассационной жалобы возражал, указал на законность и обоснованность судебных актов.
Истец, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лица.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В этой связи в соответствии с указанной нормой права проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется судом кассационной инстанции в обжалуемой части.
В кассационной жалобе заявитель перечисляет обстоятельства, установленные судами первой и апелляционной инстанций, и указывает на несогласие с выводами судов, отмечает, в частности, следующее. 19.09.2019 между Управлением лесного хозяйства Воронежской и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 81. Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Ответчик использует спорный лесной участок для строительства линейного объекта (автомобильной дороги). В силу статей 6.1, 21, 25, 43, 44, 45, 46, 61, 62, 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", подпункта "в" пункта 6, пункта 14 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014, на ответчика возложена обязанность по компенсационному лесовосстановлению ввиду рубки лесных насаждений на этом лесном участке и в указанных целях его использования вне зависимости от того, кто и на каком основании осуществил фактическую рубку лесных насаждений на лесном участке, предоставленном для его использования в порядке статей 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Доводы истца заслуживают внимания и оценки судов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.09.2019 между Управлением лесного хозяйства Воронежской и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 81 (далее также - договор аренды, договор).
Лесной участок площадью 1 421 кв.м., предоставленный в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Воронежская область, Верхнемамонский район, Донское лесничество, Верхнемамонское участковое лесничество, квартал 1 часть выдела 27 с кадастровым номером 36:06:1600014:219, договор зарегистрирован 10.03.2020.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
30.06.2022 истец в адрес ответчика направил претензии с требованием в добровольном порядке провести компенсационное лесовосстановление по договору аренды лесного участка от 19.09.2019 N 81 на площади 1421 кв.м.
Истец указал, что арендатором не исполнена обязанность проведения работ по лесовосстановлению, возложенная на него законом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, отказывая в иске, суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статей 4, 8, 309, 310, 606, Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе статей 6.1, 7, 8, 12, 21, 24, 25, 45, 63.1, 72, 89.1, 99, Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе статьи 4, исходили из того, что на спорном лесном участке, переданном ответчику по договору, леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в рамках подготовительных работ по строительству автомобильной дороги до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", исходили из того, что в ранее действовавшей редакции части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность по лесовосстанвлению возлагалась на лицо, на основании ходатайства или заявления которого изменено целевое назначение лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, при этом в данном случае, перевод земли в другую категория осуществлен в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ без принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую, с ходатайством или заявлением о переводе земельного участка в другую категорию ответчик не обращался.
Между тем судами не учтено следующее.
Нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 3, 1 статьи 9, части 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда (в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ.
Аналогичное правило было закреплено в подпункте "а" пункта 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (действовавших в соответствующий период), и в подпункте "а" пункта 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (действовавших в соответствующий период).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", вступившим в силу с 01.01.2019, в Лесной кодекс Российской Федерации были внесены изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Согласно части 1 статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (дополненной Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (дополненной Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188 (действовавших в соответствующий период).
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2021 (за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу), внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, в частности, статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее также - Правила N 566) (действовавших в соответствующий период), работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
В силу пункта 5 Правил N 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Данные правовые выводы приведены также в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274.
Суды пришли к выводу о том, что рубка лесных насаждений на спорных лесных участках была осуществлена до 01.01.2019, поэтому признали, что обязанность по лесоразведению и лесовосстановлению у ответчика не возникла.
Между тем судами надлежащим образом не установлено, где конкретно и в каком объеме, кем и на каком основании, в какое время осуществлялась рубка лесных насаждений на спорных участках.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
При этом перевод земель лесного фонда в земли иных категорий является самостоятельным основанием для проведения лесовосстановления на площади, равной площади лесных земель в составе участка лесного фонда, вне зависимости от осуществления на нем рубки лесных насаждений. Лесным законодательством по-разному определена площадь участков, подлежащих лесовосстановлению в связи с рубками (часть 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации) и в связи с переводом в земли иных категорий (часть 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации), а также сроки выполнения работ по лесовосстановлению (часть 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 6 Правил N 566).
В силу пункта 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) положения статьи 63.1 не распространяются на случай перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В настоящем случае перевод земель не осуществлялся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При рассмотрении настоящего спора следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений. В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Таким образом, отсутствие на лесном участке лесной растительности не свидетельствует о том, что спорный участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (пункт 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды) от 05.08.2022 N 510).
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018 N 122 (действовавшей в соответствующий период), к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (как в редакции от 19.07.2018 N 212-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования (площади переведенного лесного участка в земли иных категорий), с учетом случая, установленного в части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению.
Соответствующий правовой подход изложен в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26224, N 305-ЭС23-27639.
Судами надлежащим образом не установлено и не дано надлежащей оценки положению подпункта "л" пункта 3.4 договора, согласно которому арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны преждевременно, суды не установили все существенные для дела обстоятельства и не дали им надлежащую правовую оценку, что привело к неправильному применению норм материального права.
Учитывая, что обстоятельства дела являются неисследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доказательства в их совокупности, проверить доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; на основании этого установить имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства; принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июня 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2023 года по делу N А40-38367/23 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Ю.В. Архипова |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, указав на необходимость нового рассмотрения дела о компенсационном лесовосстановлении, поскольку не были должным образом установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, и не была проведена надлежащая оценка доказательств. Суд отметил, что на ответчика возложена обязанность по лесовосстановлению в соответствии с законодательством.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2024 г. N Ф05-29604/23 по делу N А40-38367/2023
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78303/2024
05.11.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38367/2023
13.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29604/2023
31.08.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45842/2023
15.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-38367/2023