г. Москва |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А40-37023/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Коваля А. В.,
судей Борсовой Ж. П., Хвостовой Н. О.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая карельская сбытовая компания"
- не явка, извещены;
от Министерства обороны Российской Федерации
- Соколова С. Ю. по доверенности от 10.10.2022 г.;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилой дом +"
- не явка, извещены;
от федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
- не явка, извещены;
рассмотрев 11 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по делу N А40-37023/23,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая карельская сбытовая компания" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Жилой дом +", федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая карельская сбытовая компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за декабрь 2022 года в размере 17 239 руб. 21 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Жилой дом +" (далее - ООО "Жилой дом +") и федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по делу N А40-37023/23, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, ссылается на неправильное применение ими норм материального права, ненадлежащую оценку имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что принятые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами при рассмотрении дела, на основании постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 137 от 10.10.2006 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31.01.2017 N 5) Общество осуществляет поставку электрической энергии потребителям города Петрозаводска и поселка Кварцитный Прионежского муниципального района, в том числе, в жилые помещения по адресам г. Петрозаводск, ул. Томицы, д. 7 и д. 8, находящиеся в собственности Минобороны России.
Как указывал истец, в декабре 2022 г. он оказал ответчику услуги электроснабжения данных объектов, однако последний их не оплатил, что привело к образованию задолженности в размере 17 239 руб. 21 коп.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия о погашении образовавшегося долга была оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8.1, 210, 249, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153-155, 157.2, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами, содержащимися в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указав, что Минобороны России, осуществляя полномочия собственника в отношении спорного имущества, в силу закона обязано нести расходы по оплате услуг электроснабжения, оказываемых Обществом, а также признав факт наличия спорной задолженности доказанным, суды нижестоящих инстанций удовлетворили иск в полном объеме.
Арбитражный суд Московского округа полагает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела и считает, что доводы кассационной жалобы должны быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Из вышеуказанных положений Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды посчитали, что в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно на Минобороны России, как собственнике, лежит обязанность по уплате стоимости поставленной электроэнергии, а в отношении МКД, в которых собственником не выбран способ управления МУД, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
При этом, судами первой и апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-236739/22 по спору между теми же сторонами о взыскании задолженности за иной расчетный период, было установлено, что в многоквартирных домах находятся жилые помещения, принадлежащее Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. При этом, вещные права на кв. 1 - 4 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гарнизон Томицы, д. 7, не зарегистрированы, а на кв. 1 - 4, д. 8 зарегистрировано право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" с 08 августа 2022 года.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, данные права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав Учреждению во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.
Обязанность по внесению платы в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение.
Таким образом, вопреки выводам судов, с момента государственной регистрации права оперативного управления за иным лицом - учреждением, обязанность по содержанию помещения переходит к правообладателю зарегистрированного вещного права на указанное помещение.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-236739/22, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, было установлено, что на основании постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 29 июня 2022 года N 1930 спорные многоквартирные дома с 01 июля 2022 года были переданы в управление ООО "Жилой Дом+" по договору управления от 29 июня 2022 года, которая является исполнителем коммунальных услуг и на которую должны возлагаться обязательства по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям.
Однако, всем указанным обстоятельствам, доводам ответчика и приведенным положениям действующего законодательства и разъяснениям, судами не была дана надлежащая правовая и процессуальная оценка.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что поименованные недостатки в исследовании судами доказательств по настоящему делу повлекли ошибки в оценке спорных правоотношений сторон, установлении судами обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, что в итоге повлекло принятие противоречащих и конкурирующих судебных актов по одним и тем же спорным обстоятельствам.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Допущенные судами нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поскольку для этого требуется установление фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств, в связи с чем судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть вышеизложенное, полно и всесторонне исследовать и оценить имеющиеся в деле доказательства, установить правообладателей помещений в спорных домах, за которыми в спорный период были зарегистрированы вещные права на помещения, установить исполнителя коммунальных услуг в спорный период и лиц, которым вносилась плата за коммунальные услуги, после чего, исходя из норм действующего законодательства, установить лицо, на которое действующим законодательством была возложена обязанность по оплате поставляемой в МКД электрической энергии, оценить все представленные в материалы дела доказательства и проверить заявленные лицами, участвующими в деле, доводы, приняв судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права, в котором указать мотивы, по которым суд согласился с доводами и возражениями участвующих в деле лиц или отклонил их, обосновывая причины.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2023 года по делу N А40-37023/23 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А. В. Коваль |
Судьи |
Ж. П. Борсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов о взыскании задолженности за электроэнергию с ответчика, указав на недостаточную оценку доказательств и обстоятельств дела. Установлено, что право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано за другим лицом, что влечет за собой изменение обязанностей по оплате коммунальных услуг. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июня 2024 г. N Ф05-5432/24 по делу N А40-37023/2023