г. Москва |
|
14 июня 2024 г. |
Дело N А41-50677/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 14.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от АО "Ордена Ленина научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники Имени Н.А. Доллежаля": Назарова А.В. по доверенности от 13.06.2024, паспорту;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
рассмотрев 13.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение от 17.11.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 30.01.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-50677/2023
по заявлению АО "Ордена Ленина научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники Имени Н.А. Доллежаля"
к Управлению Росреестра по Московской области
об оспаривании отказов,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ордена Ленина научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники Имени Н.А. Доллежаля" (далее - АО "НИКИЭТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) с требованиями:
1) Признать незаконными отказы управления в государственной регистрации прав, выраженные в:
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780691/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:21, площадь 1 316 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780692/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:22, площадь 1 777 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 годаN КУВД-001/2023-4780693/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:81, площадь 16 342 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780696/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:766, площадь 3 510 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780683/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:767, площадь 33 250 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780694/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:776, площадь 2 331 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780689/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:777, площадь 1 844 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780690/5 в отношении объекта: Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:778, площадь 9 735 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780680/5 в отношении объекта: Здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1891, площадь 179,5 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское;
- Уведомлении об отказе в государственной регистрации права от 16 мая 2023 года N КУВД-001/2023-4780688/5 в отношении объекта: Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1903, площадь 262 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское.
2) Обязать управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем государственной регистрации права собственности общества на следующие объекты недвижимости, перешедшие в собственности общества в результате универсального правопреемства:
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:21, площадь 1 316 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:22, площадь 1 777 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:81, площадь 16 342 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:766, площадь 3 510 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:767, площадь 33 250 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:776, площадь 2 331 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:777, площадь 1 844 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:778, площадь 9 735 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1891, площадь 179,5 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское;
- Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1903, площадь 262 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 29.08.2022 между обществом и акционерным обществом "Красная Звезда" (далее - АО "Красная Звезда") был заключен договор о присоединении АО "Красная Звезда" к обществу (далее - Договор о присоединении) и передаточный акт к договору от 29.08.2022 (далее - Передаточный акт), утвержденные Протоколом N 2/2022 Общего собрания акционеров общества от 29.08.2022 и Протоколом N 36 Общего собрания акционеров АО "Красная Звезда" от 29.08.2022.
23.01.2023 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (АО "Красная Звезда") путем реорганизации в форме присоединения, правопреемник - общество.
07.02.2023 общество обратилось через многофункциональный центр в управление с заявлениями о регистрации права собственности на следующие объекты:
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:21, площадь 1 316 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:22, площадь 1 777 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150404:81, площадь 16 342 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:766, 4 53_14806485 площадь 3 510 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:767, площадь 33 250 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:776, площадь 2 331 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:777, площадь 1 844 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:04:0150405:778, площадь 9 735 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, г/пос Дмитров, в районе с. Ильинское;
- Здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1891, площадь 179,5 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское;
- Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0150405:1903, площадь 262 кв. м, адрес: Московская область, Дмитровский район, с. Ильинское.
Уведомлениями управления от 15.02.2023 действия по государственной регистрации прав вышеуказанных объектов были приостановлены до 15 мая 2023 года по причине отсутствия описания передаваемого имущества в правоустанавливающих документах, представленных на государственную регистрацию обществом, а именно: в Договоре о присоединении и Передаточном акте к указанному договору.
20.02.2023 обществом через многофункциональный центр были представлены дополнительные документы: Список основных средств к строке 1151 "Здания, машины, оборудование и другие ОС" по состоянию на 31.03.2022, а также пояснительная записка от 17.02.2023 со ссылкой на нормы закона, регулирующие универсальное правопреемство.
14.03.2023 управлением вынесены уведомления о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
25.04.2023 обществом через многофункциональный центр представлено информационное письмо, содержащее расшифровку приложения N 1 к передаточному акту к договору о присоединении. уведомлениями от 16.05.2023 N КУВД-001/2023-4780691/5, КУВД001/2023-4780692/5, КУВД-001/2023-4780693/5, КУВД-001/2023-4780696/5, КУВД001/2023-4780683/5, КУВД-001/2023-4780694/5, КУВД-001/2023-4780689/5, КУВД001/2023-4780690/5, КУВД-001/2023-4780680/5, КУВД-001/2023-4780688/5 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в отношении всех объектов, перечисленных выше.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу части 10 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости в случае устранения причин, повлекших за собой приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, течение срока, установленного статьей 16 настоящего Федерального закона, возобновляется не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав документов, подтверждающих устранение причин, повлекших за собой приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на срок, оставшийся (неистекший) на дату приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суды установили, что 20.02.2023 во исполнение уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета заявитель представил через многофункциональный центр дополнительные документы:
Список основных средств к строке 1151 "Здания, машины, оборудование и другие ОС" по состоянию на 31.03.2022, а также пояснительную записку от 17.02.2023.
14.03.2023 управлением вынесены уведомления о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, со ссылкой на отсутствие возможности идентифицировать земельные участки и объекты недвижимости.
25.04.2023 через многофункциональный центр обществом представлено информационное письмо, содержащее расшифровку приложения N 1 к передаточному акту к договору о присоединении, с указанием наименования объекта, кадастрового номера, адреса, площади, что позволяет идентифицировать объект недвижимости, а также земельный участок заявленные к регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
Суды установили, что до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения АО "Красная Звезда" являлось сособственником спорных земельных участков и объектов недвижимости.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Суды указали, что правопреемство при реорганизации путем присоединения носит универсальный характер, который обусловлен тем, что права и обязанности передаются правопреемнику единым комплексом в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент реорганизации.
Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (пункт 2 статьи 558 ГК РФ).
Таким образом, поскольку при реорганизации юридических лиц в форме присоединения происходит переход права собственности от присоединяемой организации к правопреемнику, при государственной регистрации в реестр вносится запись о правах нового собственника, а не изменяется уже существующая в ЕГРН запись о праве присоединяемой организации.
Суды, исходя из того, что на момент обращения общества в управление, записи о регистрации права собственности АО "Красная Звезда" в отношении всех объектов недвижимости, о которых заявлены требования, были внесены в ЕГРН, пришли к выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности по мотиву невозможности идентификации объектов.
Суды признали ссылку заинтересованного лица в оспариваемых отказах в государственной регистрации прав от 16 мая 2023 года на несоответствие представленных обществом документов требованиям приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" необоснованной, так как, указанный Приказ не подлежит применению при регистрации прав собственника в условиях универсального правопреемства.
Суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.11.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А41-50677/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законными требования оспорить отказы в государственной регистрации прав на несколько земельных участков и здания, основываясь на универсальном правопреемстве после реорганизации. Суд установил, что управление неправомерно отказало в регистрации, не учитывая наличие правопреемства и соответствие представленных документов требованиям законодательства. Решения нижестоящих судов были оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2024 г. N Ф05-7910/24 по делу N А41-50677/2023