город Москва |
|
18 июня 2024 г. |
Дело N А40-172490/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Гречишкина А.А., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Попенко Д.М. по дов. от 19.09.2023;
от заинтересованного лица: Пономарев Д.В. по дов. от 16.04.2024,
рассмотрев 13 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение от 29 января 2024 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 05 апреля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ООО "ВС СЕРВИС"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВС СЕРВИС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, выразившихся в отказе ООО "ВС Сервис" в пересмотре страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, возложении на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Фонд) обязанности установить для ООО "ВС Сервис" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в 0,2%. соответствующий 1 классу профессионального риска, согласно осуществляемому основному виду деятельности Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе по коду ОКВЭД 46.1.
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и просил признать уведомление от 25.04.2023 г. от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области недействительным, возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обязанность установить для ООО "ВС Сервис" размер страхового тарифа по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска, согласно осуществляемому основному виду деятельности "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" по коду ОКВЭД 46.1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2024 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2024 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2024 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, ООО "ВС СЕРВИС" состоит на учете в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ОСФР по г. Москве и Московской области) за регистрационным номером 060007025065. Основным видом деятельности ООО "ВС Сервис" является "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД 46.1), соответствующая 1 классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2%.
Между тем, ООО "ВС Сервис" указывает, что своевременно отправило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, через электронные каналы связи 14.04.2023 г., однако из-за возникшей технической ошибки сбоя системы в связи с нестабильной работой и отсутствием интернета (проблемы у провайдера, предоставляющего нам доступ в сеть интернет), указанное заявление не было доставлено в Фонд по независящим от него причинам.
Обществом 25.04.2023 г. было получено уведомление Фонда о страховом тарифе на обязательное социальна страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором указано, что ООО "ВС Сервис" определен 12 класс профессионального риска и присвоен страховой тариф 1,3% на основании ОКВЭД 25.62 "Обработка металлических изделий механическая", тем самым Фонд отнес ООО "ВС Сервис" к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в ООО "ВС Сервис" в Едином государственном реестре юридических лиц - "Обработка металлических изделий механическая" с тарифом 1.3%. 05.05.2023 г.
ООО "ВС Сервис" повторно предоставило в Фонд на бумажном носителе заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД 46.1), однако никакого ответа от Фонда на указанное заявление ООО "ВС Сервис" не получило. 01.06.2023 г.
ООО "ВС Сервис" направило в Фонд письмо (исх. N 22 от 01.06.2023 г.) в котором повторно проинформировало Фонд о том, что основным видом деятельности ООО "ВС Сервис" является "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД 46.1).
С этой целью в фонд были переданы: копия заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности; справка-подтверждение основного вида экономической деятельности; копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу с указанием в нем кода вида экономической деятельности 46.1; копии уведомлений о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2016-2022 годы. Указанные документы подтверждали, что в 2022 году ООО "ВС Сервис" не получало выручку от вида деятельности "Обработка металлических изделий механическая". В действительности 56.37% выручки ООО "ВС Сервис" в 2022 году приходились на: "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД 46.1).
Однако, несмотря на представленные заявителем пояснения и документы, Фонд письмом от 08.06.2023 N ГМ-10-10/111576 фактически отказался пересматривать установленный страховой тариф.
Посчитав уведомление ОСФР по г. Москве и Московской области от 25.04.2023 г. о страховом тарифе, незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "ВС Сервис", заявитель обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение об удовлетворении требований без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 4 Закона N 125-ФЗ, одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии со ст. 21 Закона N 125-ФЗ, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Закона N 125-ФЗ, страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 г. N 55 утвержден "Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Приказ).
В соответствии с п. 3 Правил, классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с п. 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как следует из п. 2 Приказа основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).
Как следует из п. 3 Приказа для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Также согласно пункта 5 Приказа, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 внесены изменения в пункт 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
В соответствии с внесенными изменениями - если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Между тем, как указывает Фонд в отзыве на заявление, заявитель в целях подтверждения основного вида экономической деятельности на 2023 год не представил в срок до 15 апреля (включительно), документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, в связи с чем отнесение его к виду деятельности правомерно произведено Отделением Фонда в соответствии с п. 5 Порядка N 55, исходя из вида экономической деятельности наиболее высокого класса профессионального риска в соответствии с кодом по ОКВЭД, указанным в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ "Обработка металлических изделий механическая", код по ОКВЭД 25.62, класс профессионального риска 12, страховой тариф - 1,3%).
В то же время, как указывает Общество, основным видом его экономической деятельности в 2023 году является - "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе", ОКВЭД 46.1 с тарифом страховых взносов 0,2%.
Таким образом, установленный Фондом тариф 1,3% не имеет экономического основания, применению подлежит размер страхового тарифа в соответствии с фактически осуществляемым заявителем видом деятельности.
Согласно отзыву ответчика, в настоящем случае заявитель в нарушение пункта 3 Порядка не представил в установленный срок в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации соответствующие документы и тем самым не выполнил установленную действующим законодательством обязанность по ежегодному подтверждению основного вида экономической деятельности, в связи с чем Фонд самостоятельно установил страховой тариф, который составляет 1,3% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц исходя из осуществления заявителем деятельности, соответствующей коду ОКВЭД 25.62 "Обработка металлических изделий механическая".
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 15.04.2023 г. заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, и п. 5 указанного Порядка, направил заявителю уведомление от 18.04.2022 г., которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" с кодом ОКВЭД 25.62, определил 12 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 1,3%.
Между тем, как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, основным видом является вид деятельности под кодом ОКВЭД 46.1 "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе".
Также судами правомерно установлено, что 05.05.2023 г. ООО "ВС Сервис" представило в Фонд на бумажном носителе заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе" (код ОКВЭД 46.1).
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Приказа срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако факт представления данных документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
Кроме того, суд учитывает, что, как указывает Общество, оно своевременно отправило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, через электронные каналы связи 14.04.2023 г., однако из-за возникшей технической ошибки сбоя системы в связи с нестабильной работой и отсутствием интернета (проблемы у провайдера, предоставляющего нам доступ в сеть интернет), указанное заявление не было доставлено в Фонд по независящим от Общества причинам.
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им. Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судами также учитывается, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности...", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска ввиду экономической деятельности" суды считают не соответствующим п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них, не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Материалами дела подтверждено, что Фонд был осведомлен о фактическом осуществлении заявителем ранее деятельности по виду деятельности: "Торговля оптовая неспециализированная".
В ходе рассмотрения дела Фондом никаких возражений в отношении представленного Обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности не приведено.
Исследовав представленные заявителем в материалы дела документы, суды верно установили, что ими подтверждено, что в 2023 году основным видом деятельности Общества является ОКВЭД 46.1 "Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе", соответствующему 1 классу профессионального риска и размеру страхового тарифа -0,2%.
С учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ в отношении заявителя подлежит применению соответствующий ему страховой тариф в размере 0,2% по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, в соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.
В силу части 1 статьи 66 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Так, Фонд не представил надлежащих доказательств в обосновании своей позиции в отношении отказа в пересмотре установленного страхового тарифа.
Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2024 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2024 года по делу N А40-172490/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность действий по установлению страхового тарифа на обязательное социальное страхование, основываясь на фактическом виде деятельности заявителя. Суд установил, что уведомление о тарифе было выдано неправомерно, так как заявитель своевременно представил документы, подтверждающие основной вид деятельности, соответствующий более низкому классу профессионального риска.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2024 г. N Ф05-10914/24 по делу N А40-172490/2023