город Москва |
|
19 июня 2024 г. |
Дело N А40-46962/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей: Дацука С.Ю., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: Министерства лесного хозяйства Воронежской области (Минлесхоз ВО) - неявка, извещено,
от ответчика: Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Государственная компания "Автодор") - Корнилов И.И. по дов. от 07.06.2023 (до объявления перерыва), Мишин А.В. по дов. от 07.09.2023 (после объявления перерыва),
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтройМеханизация" (ООО "ТрансСтройМеханизация") - неявка, извещено,
рассмотрев 13-17 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Минлесхоза ВО на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2023 года
по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО)
к Государственной компании "Автодор"
об обязании совершить действия
третье лицо: ООО "ТрансСтройМеханизация",
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Государственной компании "Автодор" об обязании произвести компенсационное лесовосстановление.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2023 дело N А14-15792/2022 передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы применительно к п. 3 ч. 2 ст. 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2023 исковое заявление Управления лесного хозяйства Воронежской области принято к производству, делу присвоен номер А40-46962/2023.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле N А40-46962/2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ТрансСтройМеханизация".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2023 по делу N А40-46962/2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023, в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.
По делу N А40-46962/2023 поступила кассационная жалоба от Минлесхоза ВО, в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций; принять по делу новый судебный акт.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
Минлесхоз ВО, ООО "ТрансСтройМеханизация", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте - http://kad.arbitr.ru/.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю Государственной компании "Автодор" его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции сообщил, что от Государственной компании "Автодор" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела, поскольку подан с соблюдением требований ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное заседание проводилось с перерывом, объявленным в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 13.06.2024 до 17.06.2024.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2024 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Архиповой Ю.В. на судью Дацука С.Ю.
После перерыва (17.06.2024) рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Отводов суду после перерыва заявлено не было, через канцелярию не поступило.
После перерыва в судебное заседание от Минлесхоз ВО, ООО "ТрансСтройМеханизация" представители вновь не явились; от Государственной компании "Автодор" представитель Корнилов И.И. не явился, присутствовал представитель Мишин А.В.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителю Государственной компании "Автодор" его права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель Государственной компании "Автодор" по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов; поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Государственной компании "Автодор", проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Между арендодателем - Управлением лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО) и арендатором - Государственной компанией "Автодор" был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 92 (далее - договор аренды лесного участка), согласно условиям которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное владение и пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 43 434 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Воронежская обл., г. Воронеж, Железнодорожный р-н, Пригородное лесничество, Левобережное участковое лесничество, квартал N 103, часть выдела 38, квартал N 104, выдел 15, квартал N 107, выдел 4 с кадастровым номером 36:34:0101001:24, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, категория земель - земли лесного фонда (п. 1.1); срок действия настоящего договора установлен с 13.11.2019 по 01.04.2068 (п. 6.1).
Дата государственной регистрации договора 17.12.2019.
Согласно пп. "л" п. 3.4 договора аренды лесного участка арендатор обязался осуществить мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым иском Управление лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО) в обоснование заявленных исковых требований указало, что при регистрации спорного договора аренды лесного участка были внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о принадлежности указанного в договоре лесного участка к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения"; ссылаясь на положения ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) Управление лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО) указало, что на Государственной компании "Автодор" лежит обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади передаваемого участка.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, исходил из того, что на переданном по договору лесном участке с кадастровым номером 36:34:0101001:24 леса не располагались, работы по рубке лесных насаждений не проводились.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
В силу ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1 и 5 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются, в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из ч. 1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ; до 01.01.2019), лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ч. 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (пп. "а" п. 4; документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 29.06.2016 N 375), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (пп. "а" п. 4; документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 25.03.2019 N 188).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со ст. 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс Российской Федерации были внесены, в том числе следующие изменения.
Согласно ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 4 ст. 29.1, ст. 30, ч. 4.1 ст. 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации был дополнен ст. 63.1, согласно ч. 1 которой за исключением случая, предусмотренного ч. 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная ч. 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с ч. 3.1 ст. 43, ч. 4 ст. 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (ст. 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены ст. ст. 62-63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 4 ст. 29.1, ст. 30, ч. 4.1 ст. 32 данного Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных ст. 21 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Согласно п. 2 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила от 07.05.2019 N 566) работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с ч. 3 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном ст. ст. 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в п. 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со ст. ст.43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, то, следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Данные правовые выводы приведены также в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274.
Следует обратить внимание, что согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 данной статьи, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
При этом перевод земель лесного фонда в земли иных категорий является самостоятельным основанием для проведения лесовосстановления на площади, равной площади лесных земель в составе участка лесного фонда, вне зависимости от осуществления на нем рубки лесных насаждений. Лесным законодательством по-разному определена площадь участков, подлежащих лесовосстановлению в связи с рубками (ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации) и в связи с переводом в земли иных категорий (ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации), а также сроки выполнения работ по лесовосстановлению (ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. п. 5, 6 Правил от 07.05.2019 N 566).
В п. 3 ч. 7 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) указано, что данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 8 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем, указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная ч. 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
Для применения данной нормы лицо, в интересах которого осуществлен перевод лесных земель в иную категорию, должно представить надлежащие доказательства того, что рубка лесных насаждений и лесовосстановление (в части вырубленной площади) были осуществлены в установленном порядке до перевода земель.
Следует также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Таким образом, отсутствие на лесном участке лесной растительности не свидетельствует о том, что спорный участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (п. 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды) от 05.08.2022 N 510).
Согласно п. 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018 N 122 и действовавшей до 01.03.2023, к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ, положения ч. ч. 3-5, 7 и 8 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.02.2016 N 3-П, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида; в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
Таким образом, в соответствии со ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (как в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования, с учетом случая, установленного в ч. 8 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Данная правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26224, N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-27639.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что Управление лесного хозяйства Воронежской области (в настоящее время - Минлесхоз ВО) обосновывает свои требования ссылкой на положения не ч. 1, а ч. 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации; принимая во внимание изложенное выводы судов об отсутствии у Государственной компании "Автодор" обязанности выполнить работы по лесовосстановлению являются преждевременными, сделанными без полного установления всех обстоятельств, подлежащих установлению исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований.
Обстоятельства, указанные в кассационной жалобе, заслуживают внимания, однако не могут быть установлены судом кассационной инстанции, поскольку в силу ч. 3 ст. 286 (ст. 286 "Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции") Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий по установлению новых обстоятельств на основании оценки доказательств, не получивших таковой при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь, в том числе ч. 4 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать обоснованными. Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать и оценить все имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности на предмет относимости, допустимости и достаточности, принять меры к получению дополнительных доказательств, проверить все заявленные сторонами доводы, принять законный и мотивированный судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права исходя из правовых позиций, сформированных актуальной практикой Верховного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, суду следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2023 года по делу N А40-46962/2023 отменить. Указанное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
С.Ю. Дацук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих инстанций, установив, что арендатор лесного участка обязан выполнить лесовосстановление, даже если на участке отсутствовала лесная растительность. Суд указал на необходимость полного исследования всех обстоятельств дела и правильного применения норм лесного законодательства, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июня 2024 г. N Ф05-1000/24 по делу N А40-46962/2023
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82742/2024
13.12.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46962/2023
19.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1000/2024
24.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63607/2023
15.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46962/2023