г. Москва |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А40-52512/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Центральная дирекция закупок и снабжения" - Дмитриевская М.А., представитель по доверенности от 13 ноября 2022 года;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" - извещено, представитель не явился;
общества с ограниченной ответственностью "Бастион" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 18 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице
филиала "Центральная дирекция закупок и снабжения"
на решение от 13 июля 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 1 декабря 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-52512/2023,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Центральная дирекция закупок и снабжения"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", общество с ограниченной ответственностью "Бастион"
о признании недействительными решения, предписания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Центральная дирекция закупок и снабжения" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 14 декабря 2022 года по делу N 223-ФЗ-506/22.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (далее - ООО "Бастион") и общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
От антимонопольного органа в суд поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третьи лица и антимонопольный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемых решения и постановления и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате рассмотрения жалобы ООО "Бастион" и материалов, по факту действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 1427/ОКЭ-ЦМ/22 на право заключения договора оказания услуг по осуществлению мер, направленных на сохранность материального имущества, находящегося на территориях и внутренних помещениях Южно-Уральской дирекции антимонопольным органом принято решение от 14 декабря 2022 года по делу N 23-ФЗ-506/22, согласно которому жалоба ООО "Бастион" признана обоснованной, а в действиях заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 14 декабря 2022 года по делу N 223-ФЗ-506/22.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды пришли к выводу о законности и обоснованности решения антимонопольного органа. При этом суды исходили из того, что общество в соответствии с требованиями документации подало заявку и представило в составе заявки на участие в конкурсе необходимые документы. То обстоятельство, что новые владельцы транспортных средств не переоформили свои правоотношения с арендатором автомобиля, не свидетельствует о том, что имеющиеся у общества документы относительно арендованных транспортных средств носили недостоверный характер.
Выводы судов ошибочны и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также, при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо, в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, положение о закупке в силу требований части 2 статьи 2 Закона о закупках является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Таким образом, закон обязывает заказчика самостоятельно разработать и установить в положении требования и порядок проведения закупки. Каких-либо ограничений в Законе о закупках относительно требований к такому порядку проведения закупки не установлено.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок, в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
При оценке документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
Включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках, лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.
Закупочная деятельность общества регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением совета директоров ОАО "РЖД" (в редакции от 16 февраля 2022 года N 33) (далее - Положение о закупке).
Согласно пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу положений подпунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 3.9.4.1 части 3 конкурсной документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
В соответствии с пунктом 3.9.5 части 3 документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.
В силу пункта 3.9.30 части 3 документации если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям Документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении N 1.4 документации, осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, за исключением случаев, если такая информация является недостоверной.
Пунктом 2.3 приложения N 1.4 к документации установлен подкритерий "Наличие служебного автотранспорта" критерия "Квалификация участника" (далее - Подкритерий), расчет баллов по которому осуществляется следующим образом: при оценке по данному критерию учитывается количество служебного автотранспорта, указанного в сведениях о наличии производственных мощностей, ресурсов (форма сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов приложения N 1.3 к документации и подтвержденное документами, указанными в пункте 3) приложения N 1.4. к документации.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 1.4 к документации в подтверждение наличия служебного автотранспорта, указанного в пункте 2.3 приложения N 1.4 к документации, участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с формой сведений о наличии производственных мощностей, ресурсов, представленной в приложении N 1.3 документации;
- документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы).
В случае аренды (лизинга) автотранспортных средств:
- копии действующих договоров аренды (лизинга) автотранспортных средств;
- двухсторонние копии свидетельств о регистрации автотранспортных средств, подтверждающие прохождение регистрации автомобиля, постановку его на учет, и имеющие записи о государственном регистрационном номере (знаке) транспортного средства.
Судами установлено, что ООО "Бастион" в составе заявки на участие в конкурсе представлены договоры аренды транспортных средств Ford Escape XLT (VIN: LFACTMGNX82001049), Ford Focus (VIN: X9F5XXEED57D69095), Volkswagen Jetta (VIN: XW8ZZZ1KZAG507350).
ОАО "РЖД" при проведении проверки заявки обществом было установлено, что согласно данным сайта Госавтоинспекции Гибдд.РФ и сайта Российского Союза Автостраховщиков (Autoins.ru) по договорам аренды транспортных средств, представленных в составе заявки, ООО "Бастион" для подтверждения наличия служебного автотранспорта по подкритерию указало неверного собственника автотранспортного средства, в связи с чем обществом на основании пункта 3.9.4.1 части 3 документации принято решение отклонить заявку ООО "Бастион" от участия в Конкурсе.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований, не учли порядок регистрации перехода права на транспортные средства в контексте требований Закона о закупках и закупочной документации.
Для вывода о соответствии/несоответствии заявки требованиям закупочной документации необходимо достоверно установить соответствие представленных документов всем критериям, в том числе их достоверность.
Судами не принято во внимание то обстоятельство, что основанием для отклонения заявки ООО "Бастион" послужило предоставление недействительных свидетельств о транспортных средствах.
В связи с изложенным, вывод о соответствии решения антимонопольного органа действующему законодательству, без учета оценки представленных документов, сделан судами преждевременно.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2023 года по делу N А40-52512/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что они не учли все фактические обстоятельства дела и не дали должной правовой оценки представленным доказательствам. Дело направлено на новое рассмотрение для полного выяснения обстоятельств и правильного применения норм материального и процессуального права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2024 г. N Ф05-3868/24 по делу N А40-52512/2023