г. Москва |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А41-71734/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России: не явился, извещён;
от ТФОМС города Байконур: не явился, извещён;
рассмотрев 19.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России,
на решение от 21.11.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 16.02.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-71734/2023
по заявлению ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России
к ТФОМС города Байконур
о признании недействительным акта плановой комплексной проверки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, медицинская организация, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - ТФОМС города Байконур, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным акта плановой комплексной проверки от 27.06.2023.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В поступившем от ТФОМС города Байконур отзыве содержатся возражения против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
Приложенные к отзыву ТФОМС города Байконур дополнительные документы подлежат возврату, так как согласно абзацу 3 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 новые доказательства в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться и исследоваться судом кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что, в том числе, с учетом ходатайства ответчика о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с приказами фонда от 15.05.2023 N 026, от 15.05.2023 N 027 проведена проверка ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в части использования целевых средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В ходе проведения проверки фондом за указанный период выявлены факты нецелевого использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС) на общую сумму 14 579 906 руб. 76 коп. Указанные средства ОМС были необоснованно направлены на оплату расходов, не входящих в структуру тарифа на оплату медицинских услуг в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур на 2022 год. По результатам проверки составлен акт, в котором перечислены все факты нецелевого использования средств ОМС - Акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 27.06.2023 (далее - акт проверки), содержащий требование о необходимости в течение 10 рабочих дней перечислить на расчетный счет ТФОМС города Байконур средства, использованные не по целевому назначению, в размере 14 579 906 руб. 76 коп., а также штраф в размере - 1 457 990 руб. 68 коп.
На данный акт медицинской организацией поданы возражения (исх. N 01-15/3306 от 06.07.2023) о несогласии с выводами Акта проверки о нецелевом использовании средств ОМС в размере 14 579 906 руб. 76 коп., которые полностью отклонены фондом.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальные фонды обязательного медицинского страхования, наряду со страховыми медицинскими и медицинскими организациями, являются участниками обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 2 Закона N 326-ФЗ законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона N 326-ФЗ медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, используя средства ОМС не по целевому назначению, медицинская организация тем самым затрагивает права застрахованных лиц на получение ими бесплатной медицинской помощи в установленном законодательством объеме. Публичный интерес в данном случае заключается в обеспечении территориальным фондом целевого использования средств ОМС.
Закон N 326-ФЗ определяет общие полномочия территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые необходимы для выполнения возложенных на них контрольных функций.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в системе обязательного медицинского страхования осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Аналогичные полномочия указаны в пункте 8.12 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур (утв. постановлением Главы администрации города Байконур от 29.08.2011 N 143).
В ст. 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Как следует из ст. 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В ст. 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу ч. 1 ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судами установлено следующее.
По эпизоду нецелевого использования средств ОМС в сумме 5 625 947 руб. 89 коп. на оплату дополнительного отпуска в количестве 8 дней работникам учреждения в ходе проверки фондом установлено, что постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.1993 N 1282 "О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в Российской ФедерацииN (далее - Постановление N 1282) никак не регулирует за счет средств ОМС оплату дополнительных дней отпуска работникам учреждения.
В преамбуле Постановления N 1282 указано, что оно принято с целью сохранения и приоритетного развития космического потенциала России в интересах экономики, науки и техники, обеспечения обороны и безопасности страны.
В п. 9 Постановления N 1282 для работников предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, министерств и ведомств, командируемых на космодром "Байконур" для выполнения специальных работ, на период пребывания на космодроме установлены льготы согласно Приложению N 1 к Постановлению N 1282.
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Постановлению N 1282 для работников предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, министерств и ведомств, командируемых на космодром "Байконур" для подготовки и проведения испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ (далее именуются - работники), на время пребывания на космодроме устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 1 рабочий день за каждый месяц пребывания на космодроме, но не более 7 рабочих дней (как в зоне экологического предкризисного состояния).
Суды указали, что неверное применение и распространение на работников учреждения, работающих в системе обязательного медицинского страхования и постоянно проживающих на территории города Байконур Кызылординской области Республики Казахстан, правовых норм Постановления N 1282 привело к неправомерному его применению, поскольку данный законодательный акт Российской Федерации не регулирует вопросы установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам медицинских организаций города Байконур, постоянно проживающим и осуществляющим свою основную трудовую деятельность непосредственно по месту своего постоянного проживания - территории города Байконур и в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования города Байконур, которые ввиду указанных обстоятельств не являются командированными на космодром "Байконур" работниками для подготовки и проведения испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ.
В рамках системы обязательного медицинского страхования, действующей непосредственно в городе Байконур, не предусмотрено отвлечение средств на деятельность медицинской организации, связанную с принятием участия в подготовке и проведении испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ на космодроме Байконур, что также свидетельствует о нарушении обоснованности предоставления данной меры социальной поддержки работникам медицинской организации состоящим на штатных должностях финансируемых за счет средств ОМС.
Кроме того, пунктами 2.3.10 и 2.3.11 Коллективного договора предусмотрено, что медицинская организация за участие в выполнении обсервационно-ограничительных мероприятий на комплексе "Байконур" в период проведения пусков, а также за участие в медицинском обеспечении специальных работ по запускам космических аппаратов и ракетоносителей получает средства из источников финансирования не относящимся к средствам ОМС, которые в дальнейшем распределяются между работниками Здравпункта 3 уровня, медицинская деятельность которых никак не связана с медицинской помощью оказываемой в рамках системы обязательного медицинского страхования города Байконур.
Суды установили, что финансирование за счет средств ОМС льгот, предусмотренных для командированных на космодром "Байконур" работников для выполнения специальных работ, необходимых для реализации Федеральной космической программы России, финансовое обеспечение которой предусмотрено из иных источников дохода Российской Федерации, недопустимо, как и недопустимо считать работников учреждения, работающих в системе обязательного медицинского страхования города Байконур и постоянно проживающих на территории города Байконур, командированными на космодром "Байконур" для выполнения специальных работ.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования в городе Байконур, регулируются Законом N 326-ФЗ. Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе обязательного медицинского страхования, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
Судами отклонена ссылка учреждения на необходимость принятия во внимание иных нормативных правовых актов, в частности, постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.1994 N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности отдельных категорий лиц, проходящих военную службу (службу) или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Байконур, и членов их семей" (далее - Постановление N 1122), так как данным нормативным правовым актом регулируется предоставление мер социальной поддержки другой категории граждан, никак не связанной с медицинскими работниками учреждения, работающими в системе обязательного медицинского страхования города Байконур.
Постановление Правительства N 1122 регулирует порядок предоставления мер социальной защищенности военнослужащим, гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Байконур. Учреждение не находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и весь персонал данной медицинской организации не является гражданским персоналом, работающим в учреждениях, организации Вооруженных сил Российской Федерации, а является персоналом медицинской организации, подведомственной Федеральному медико-биологическому агентству Российской Федерации (далее - ФМБА России).
Суды отметили, что ссылка учреждения на имеющееся общегородское территориальное соглашение, заключенное между Общественной организацией "Первичная профсоюзная организация комплекса "Байконур" Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" и руководителями государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур, учредителем которых является Глава администрации города Байконур, не может быть принята за основу, оправдывающую нецелевое расходование денежных средств ОМС, так как предоставление дополнительных дней отпуска в данных городских организациях и учреждениях, а также муниципальным служащим города Байконур, финансируется за счет средств бюджета города Байконур, а учреждение не находится в ведении администрации города Байконур и является медицинским подразделением находящимся в непосредственном подчинении федерального органа исполнительной власти - ФМБА России.
Какие-либо нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, устанавливающие и регулирующие порядок установления работникам учреждения работающим в системе обязательного медицинского страхования и постоянно проживающим на территории города Байконур, а также за его пределами в поселках Акай и Торетам, расположенных вне юрисдикции Российской Федерации на территории Кызылординской области Республики Казахстан мер социальной поддержки в виде предоставлений дополнительных оплачиваемых дней отпуска отсутствуют.
Предоставление дополнительных льгот работникам учреждения в виде предоставления и оплаты дополнительных дней отпуска должно устанавливаться нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти - ФМБА России с указанием источника их финансирования, а не на основании решений, принимаемых в Администрации города Байконур.
Суды указали, что территория города Байконур (ранее город Ленинск) относится к району с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, фондом в рамках рассматриваемого эпизода дела не оспаривается и под сомнение не ставится.
В отношении довода учреждения, о полагающихся работникам ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России, работающим в системе обязательного медицинского страхования, дополнительных льгот за работу в зоне с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, фонд пояснил, что за работу в местности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, особыми климатическими условиями, всем работникам учреждения работающим в системе обязательного медицинского страхования к заработной плате установлен и выплачивается за счет средств ОМС районный коэффициент 1.4.
Неверное применение правовых норм, установленных статьями 41, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации; п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ; приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" и от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях"; Постановления N 1282 явилось причиной подготовки локального нормативного акта (коллективного договора) с нарушением законодательных актов Российской Федерации, руководство которым при начислении заработной платы (указывая его в качеств единственного основания для проведения оплаты) привело к нецелевому использованию медицинской организацией целевых средств ОМС.
Нецелевое использование средств ОМС на оплату дополнительного отпуска в количестве 8 дней работникам ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России осуществлялось и в 2020 - 2021 годах, что являлось предметом судебных споров по делам N А41-50523/21 и N А41-43071/22 по рассмотрению заявлений указанной медицинской организации к ТФОМС города Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования в 2020 году средств ОМС от 29.04.2021 и акта плановой комплексной проверки использования в 2021 году средств ОМС от 07.04.2022.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 по делу N А41-50523/21, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 N 10АП-23220/2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2022 N Ф05-11208/2022, и решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 NN 10АП-1496/2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2023 N Ф05-13531/2023, акты плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 29.04.2021 и от 07.04.2022, в части нецелевого расходования в 2020 - 2021 годах средств ОМС на оплату дополнительного отпуска в количестве 8 дней работникам учреждения России признаны законными, факты расходования средств ОМС признаны нецелевыми.
По эпизоду осуществления учреждением деятельности по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период оказываемой в рамках специализированной медицинской помощи в медицинской организации по профилям "акушерское дело", "неонатология" по адресу, не указанному в лицензии, повлекшей нецелевое использование средств ОМС в сумме 7 459 972 руб. 62 коп. (пункт 4.4 Акта проверки (листы 18 - 21) суды установили, что в соответствии с лицензией от 16.05.2018 N ФС-99-01-009524 (Приложение N 3) оказание специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилю акушерское дело, акушерство и гинекология (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), неонатология осуществлялось до 10.02.2020 по адресу: 468320, г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2.
Лицензией от 16.05.2018 N ФС-99-01-009524, предоставляющей право осуществления медицинской деятельности по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11 право на оказание медицинских услуг, по профилю акушерское дело и неонатологии не предусматривалось.
ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в адрес территориального фонда направлена выписка из реестра лицензий по состоянию на 14.03.2022 (исх. от 22.03.2022 N 01-15/1793, Приложение N 3), согласно которой в лицензию на осуществление медицинской деятельности от 16.05.2018 N ФС-99-01-009524 внесены изменения. Указанная лицензия дополнена правом на осуществление медицинской деятельности по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11 по профилю "акушерское дело".
По состоянию на 01.01.2023 года лицензия, предоставляющая право осуществления медицинской деятельности по профилю "неонатология" по адресу г. Байконур ул. Авиационная, д. 11, у учреждения отсутствовала.
Согласно пункту 3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" медицинская помощь женщинам в период беременности оказывается в том числе в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерскому делу".
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
При этом из содержания статей 2, 7, 9, 11 Закона N 99-ФЗ следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности.
В ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено условие о том, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.
Из совокупности приведенных положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
В ст. 40 Закона N 326-ФЗ определен порядок организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинским организациям в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В целях исполнения данной статьи Федерального закона N 326-ФЗ, приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также ее финансовое обеспечение (далее соответственно - Порядок, Приказ N 231н) в приложении к которому установлен Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи за совершение нарушений, связанных с включением в реестр счетов нелицензированных видов медицинской деятельности, перечислен в подпунктах 1.8.1 - 1.8.3 пункта 1.8 приложения к Порядку, утвержденному Приказом N 231н.
В приложении к Порядку указан код нарушения 1.8.3 - предоставление на оплату реестров счетов в случае нарушения лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи: в том числе, данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности (на основании информации лицензирующих органов).
В соответствии с пунктом 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, оплата медицинской помощи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами, на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 14 Договора N 1 от 24.01.2022 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным между учреждением, страховой медицинской организацией, в лице Байконурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - Договор N 1) оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по настоящему договору, осуществляется по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В фонд в соответствии с условиями Договора N 1 медицинской организацией в 2022 году счета и реестры-счетов за оказанную медицинскую помощь в родильном отделении с кодами Р00-Р96 по МКБ-10 не предоставлялись, в связи с чем в соответствии со ст. 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в данном отделении ТФОМС города Байконур осуществлять не представлялось возможным, по данной причине оплата медицинской помощи в соответствии с пунктом 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, не производилась.
Кроме того, в Комиссию по разработке Территориальной программы ОМС на 2022 год плановые объемы оказания медицинской помощи по профилю "неонатология" в условиях круглосуточного стационара, медицинской организацией не представлялись.
ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в нарушение ст. 40 Закона N 326-ФЗ, требований пункта 121 Правил N 108н, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н, пунктов 24, 25 Главы III Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N 1130н, пунктов 8.1, 8.11, 14 Договора N 1, возместила свои расходы, понесенные по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовой период, оказанной с нарушением лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи (данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности) за счет средств ОМС, распределенных ей для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам из подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, на который не рассчитаны, и, следовательно, не включены в него объемы оказания медицинской помощи в родильном отделении, расположенном по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, ввиду отсутствия по указанному адресу в период времени с 01.01.2022 по 31.12.2022 лицензии на оказание медицинской помощи по профилю "неонатология" и в период времени январь - февраль 2022 лицензии по профилю "акушерское дело".
Суды пришли к выводу, что учреждение не имело права оказывать услуги в период с 01.01.2022 по 28.02.2022 по профилю "акушерское дело" и в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 по профилю "неонатология" после изменения адреса места осуществления этой деятельности до переоформления лицензии, запрет на осуществление деятельности до переоформления лицензии установлен частью 2 статьи 18 Закона 99-ФЗ.
Суды отметили, что до 10.02.2020 медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовой период оказывалась в родильном отделении, расположенном в лечебном корпусе больницы N 1 по адресу, указанному в лицензии: г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, что соответствовало лицензионным требованиям, оплата производилась за счет средств ОМС.
По Распоряжению руководителя учреждения от 28.01.2020 N 08-р (Приложение N 11.1) родильное отделение из лечебного корпуса больницы N 1, расположенного по адресу: г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, было переведено в главный корпус больницы, расположенный по другому адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, в котором с 10.02.2020 без переоформления лицензии стала оказываться медицинская помощь по профилям: "акушерское дело", "неонатология".
Суды установили, что в проверяемом периоде учреждения в родильном отделении осуществлялась медицинской организацией с нарушением законодательства Российской Федерации, следовательно, факт деятельности учреждения, в ходе которого целевые средства ОМС расходовались на содержание данного отделения и иные расходы, связанные с его функционированием, квалифицируется как факт нецелевого расходования средств ОМС.
Деятельность по профилю "неонатология" по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, не указанному в лицензии, учреждением осуществлялась и в 2020 году, которая стала предметом судебного спора по делу N А41-50523/21 по рассмотрению заявления указанной медицинской организации к ТФОМС города Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования в 2020 году средств ОМС от 29.04.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 по делу N А41-50523/21, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 N 10АП-23220/2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2022 N Ф05-11208/2022, акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 29.04.2021 в части нецелевого расходования в 2020 году средств ОМС на оказание медицинских услуг по профилю "неонатология" признан законным, факт расходования средств ОМС признан нецелевым.
Суды указали, что деятельность по профилям "неонатология", "акушерское дело" по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, не указанному в лицензии, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России осуществлялась и в 2021 году, которая стала предметом судебного спора по делу N А41-43071/22 по рассмотрению заявления указанной медицинской организации к ТФОМС города Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования в 2021 году средств ОМС от 07.04.2022.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22, оставленным без изменений постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 N 10АП-1496/2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2023 N Ф05-13531/2023, акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 07.04.2022 в части нецелевого расходования в 2021 году средств ОМС на оказание медицинских услуг по профилям "неонатология", "акушерское дело" признан законным, факт расходования средств ОМС признан нецелевым.
Суды приняли во внимание, что правильность позиции фонда подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 N 305-ЭС23-19496 по делу N А41-43071/22.
Письмом Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателем Судебной коллегии по экономическим спорам Подносовой И.Л. от 19.01.2024 N 475-ПЭК23 отказано в удовлетворении надзорной жалобы медицинской организации. В этой связи ссылки учреждения на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2023 N 307-ЭС23-14638, как на изменившуюся судебную практику, судами отклонены, поскольку не имеют отношения к рассматриваемому спору.
По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на общую сумму 641 781 руб. 20 коп., направленных медицинской организацией на оплату штрафов, выставленных за нецелевое использование средств ОМС и начисленных пеней за просрочку уплаты платежей в целях исполнения медицинской организацией судебных актов арбитражного суда и требований ТФОМС города Байконур по возмещению средств ОМС использованных не по целевому назначению и штрафов, а также пеней за просрочку платежей (пункт 4.10 Акта проверки (листы 28 - 31), суды пришли к выводу, что расходы, на уплату штрафов, пеней связанных с исполнением судебных актов, требований о возмещении средств ОМС использованных не по целевому назначению, обусловленные виновными действиями (бездействием) самой медицинской организации, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи, среди перечня групп затрат, определенных п. 195 Правил ОМС, отсутствуют, кроме того, данный вид затрат, отсутствует и в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, утвержденной ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ.
Источники финансового обеспечения данных затрат не указаны в Законе N 326-ФЗ и в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи, а является мерой ответственности за допущенные медицинской организацией нарушения правовых норм, установленных законодательными актами Российской Федерации и мерой ответственности в виде принуждения к возмещению сумм, использованных не по целевому назначению.
Суды указали, что траты на возмещение нецелевых расходов не обеспечивают оказание медпомощи, что соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.08.2019 N 307-ЭС19-12840 по делу N А21-5086/2018.
Расходы на уплату штрафов, пеней связанных с исполнением судебных актов, требований о возмещении средств ОМС, использованных по нецелевому назначению, обусловленные виновными действиями (бездействием) должны быть погашены медицинской организацией либо за счет средств от приносящей доход деятельности, либо за счет целевых средств, полученных от учредителя.
Правильность отражения расходов по конкретным кодам классификации расходов, не имеет значения для квалификации нарушения.
По эпизоду нецелевого использования средств ОМС на общую сумму 542 597 руб. 64 коп., израсходованных медицинской организацией на приобретение горюче-смазочных материалов для нужд административно-управленческого персонала не связанных с оказанием медицинской помощи (подпункт 4.11.1 пункта 4.11 (лист 31) суды указали, что в ходе проведения проверки установлено, что медицинской организацией списание горюче-смазочных материалов, а именно: бензина марки АИ-92, АИ-95, дизельного топлива, масла моторного и тормозной жидкости для служебных автомобилей, закрепленных за структурным подразделением - Управление ЦМСЧ N 1 ФМБА России и иными структурными подразделениями (здравпункт 3 уровня, противотуберкулезный диспансер), не участвующими в оказании медицинских услуг в рамках реализации программы ОМС и не входящими в систему ОМС производилось за счет выделяемых медицинской организации целевых средств ОМС.
Изучение маршрутов следования автомобилей показало, что указанным служебным автотранспортом осуществлялись служебные задачи, исключительно связанные с выполнением управленческих функций, местами прибытия и отправления транспортных средств в отчетных документах указаны адреса городских организаций (АО Страховая компания "СОГАЗ-Мед", площадка КАЗ, ИФНС, площадка N 9 комплекса "Байконур", городской отдел здравоохранения, детские сады, ГУП "БСИ" и иные адреса, не связанные с оказанием медицинской помощи в рамках реализации программы ОМС), что прямо свидетельствует о закреплении и эксплуатации служебного автотранспорта исключительно управленческими подразделениями медицинской организации: службой документационного обеспечения управления с архивом; централизованной бухгалтерией; планово-экономической службой. Эксплуатация служебных автомобилей указанными структурными подразделениями медицинской организации - Управлением ЦМСЧ N 1 ФМБА России, подтверждается списком служебного автотранспорта составленного начальником гаража (Приложение N 14 к Акту проверки).
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Закона N 326-ФЗ).
Согласно п. 193 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с п. 194 Правил ОМС к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно п. 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользований, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги));
- затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
В указанных положениях Правил речь идет о работниках, относящихся к административно-управленческому, вспомогательному и иному персоналу, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи в рамках реализации программы ОМС, но включенных в штат структурных подразделений медицинской организации, финансирование которых осуществляется за счет средств ОМС. Финансирование службы документационного обеспечения управления с архивом, централизованной бухгалтерии, планово-экономической службы за счет средств ОМС не предусмотрено. Данный факт подтвержден штатным расписанием ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России (Приложение N 7 к Акту проверки).
Суды указали, что расходы, связанные с содержанием и приобретением горюче-смазочных материалов для служебного автотранспорта в период его закрепления и эксплуатации работниками структурных подразделений медицинской организации, которые ни прямо, ни косвенно не участвуют в оказании медицинских услуг в рамках реализации программы ОМС (служба документационного обеспечения управления с архивом, централизованная бухгалтерия, планово-экономическая служба), не входят в структуру тарифа, установленную ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ, в связи с чем данные расходы не могут быть профинансированы за счет целевых средств ОМС.
Кроме того, в ходе проверки установлено списание горюче-смазочных материалов для автомобилей руководящего состава, а именно - руководителя медицинской организации и его заместителя по материально-техническому обеспечению (Чепрасов Д.А., Идрисов К.В.). Данное обстоятельство подтверждается наличием путевых листов, выписанных на служебные автомобили, в которых прямо указано на факт предоставления их в распоряжение указанных должностных лиц, не принимающих никакого участия в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках реализации территориальной программы ОМС.
Согласно штатному расписанию штатная единица заместителя руководителя по материально-техническому обеспечению за счет целевых средств ОМС не финансируется. Штатная единица руководителя медицинской организации имеет ведомственную принадлежность, финансовое обеспечение которой осуществляется исключительно за счет средств бюджета, а не целевых средств ОМС, что подтверждено письменным объяснением медицинской организации от 19.06.2023 за исх. N 01-15/3062 (Приложение N 9 к Акту проверки) в котором указано, что оплата труда за счет средств ОМС административно-управленческого персонала не осуществляется.
При этом отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательное условие для осуществления деятельности медицинского учреждения в системе ОМС - наличие в его структурных подразделениях, не связанных с оказанием медицинской помощи в рамках программы ОМС, служебного автотранспорта, а также проведение мероприятий по его обслуживанию (заправка горюче - смазочными материалами, замена тормозной жидкости и замена иных расходных материалов в автомобилях, необходимых для его эксплуатации и содержанию). Это подтверждает, что отсутствие указанного автотранспорта никак не повлияет на оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам и не окажет никакого влияния на качество оказываемой медицинской помощи, а расходы, связанные с его эксплуатацией, техническим обслуживанием и содержанием, не являются целевой целью расходования средств ОМС.
В структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы, целью которых является содержание объектов движимого имущества (подп. 2 п. 195 раздела XII Правил N 108н). Допустимые статьи затрат на содержание движимого имущества указаны в п. 204 Правил N 108н и включают затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт.
Суды пришли к выводу, что расходы на содержание и эксплуатацию движимого имущества в период его закрепления и эксплуатации непосредственно в структурных подразделениях медицинского учреждения, которые не принимают никакого участия в оказании медицинских услуг по программе ОМС, не могут быть осуществлены за счет целевых средств ОМС.
Правильность отражения расходов по конкретным кодам классификации расходов не имеет значения для квалификации нарушения.
Суды установили, что представленными документами не подтвержден факт взаимосвязи расходов на ГСМ в период закрепления транспортных средств и эксплуатации непосредственно в структурных подразделениях медицинского учреждения, которые не принимают никакого участия в оказании медицинских услуг по программе ОМС, с оказанием медицинских услуг при запуске космонавтов.
По эпизоду неправильного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования, повлекшего нецелевое расходование средств ОМС на оплату оказанных услуг по сопровождению программного обеспечения "1С Зарплата и кадры", "1С Бухгалтерия", "1С Медицина" не относящихся к оказанию медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, которые следовало осуществлять также за счет средств от приносящей доход деятельности и средств федерального бюджета (пункт 4.15 Акта проверки) суды установили, что в ходе проведения плановой комплексной проверки ТФОМС города Байконур установлено, что за счет средств ОМС оплачены расходы, прямо не относящиеся к оказанию медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, а именно оплачены возмездные услуги по сопровождению "1С Зарплата и кадры", "1С Бухгалтерия", "1С Медицина". Затраты на оплату программного обеспечения включены в структуру тарифа.
При этом указанное программное обеспечение предназначено для автоматизации деятельности учреждения, а именно используется административно-управленческим персоналом - бухгалтерской службой/аптекой, и прямо не относится к оказанию медицинской помощи. С помощью указанного программного обеспечения осуществляется учет средств по всем (трем) источникам финансирования учреждения: средств Федерального бюджета, средств, поступивших от платных услуг, средств, поступивших на реализацию Территориальной программы.
Медицинская организация в нарушение п. 208 Правил ОМС, не распределила затраты, необходимые для ее деятельности в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам), как рекомендовано в вышеуказанном пункте Правил ОМС одним из перечисленных в пункте способов, а также оплатила в большей части из средств ОМС расходы, подлежащие оплате из средств федерального бюджета (ФМБА России) и за счет платных услуг. Указанные действия медицинской организации привели к нарушению принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской деятельности, который применяется при наличии нескольких источников финансирования.
Суды пришли к выводу, что неправильное распределение общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования, повлекшее нецелевое расходование средств ОМС на оплату оказанных услуг по сопровождению программного обеспечения, не относящихся к оказанию медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, которые следовало осуществлять также за счет средств от приносящей доход деятельности и средств федерального бюджета подтверждено материалами дела.
Аналогичные обстоятельства являлись предметом судебного спора по делу N А41-43071/22 по рассмотрению заявления указанной медицинской организации к ТФОМС города Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования в 2021 году средств ОМС от 07.04.2022.
Вступившим в законную силу решением и решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-43071/22, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 N 10АП-1496/2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2023 N Ф05-13531/2023, акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 07.04.2022 в части нецелевого расходования в 2021 году средств ОМС на оплату оказанных услуг по сопровождению программного обеспечения, не относящихся к оказанию медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, которые следовало осуществлять также за счет средств от приносящей доход деятельности и средств федерального бюджета, признан законным, факт расходования средств ОМС признан нецелевым.
Суды пришли к выводу, что заявленные требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А41-71734/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность акта проверки, установив факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией, включая оплату дополнительных отпусков и услуг, не относящихся к оказанию медицинской помощи. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июня 2024 г. N Ф05-11222/24 по делу N А41-71734/2023