г. Москва |
|
24 июня 2024 г. |
Дело N А40-110342/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи С.Ю. Дацука,
судей Н.Н. Кольцовой, Е.В. Кочергиной
при участии в заседании:
от истца: Комитета лесного хозяйства Московской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика: государственной компании "Российские автомобильные дороги" - С.С. Кафанов, представитель по доверенности от 13.06.2024;
рассмотрев 18 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2024 года
по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к государственной компании "Российские автомобильные дороги" о возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания "Автодор") о возложении обязанности разработать и представить в Комитет проект компенсационного лесовосстановления на общей площади 0,0883 га, выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 0.0883 га в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неверное определение существенных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неправильные выводы, отсутствие надлежащей оценки его доводам и доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик выразил несогласие с позицией истца, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы отзыва.
Истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лица.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции констатирует следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.08.2019 между Комитетом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 50-0074-08-13-06 лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, имеющих следующие характеристики: площадью 0,0389 га, местоположение: Московская область, Одинцовский муниципальный район, с/п Часцовское Звенигородское лесничество, Хлюпинское участковое лесничество, квартал 85 выделы 14, кадастровый номер 50:20:0070752:1402; площадью 0,0233 га, местоположение: Московская область, Одинцовский муниципальный район, с/п Часцовское Звенигородское лесничество. Хлюпинское участковое лесничество, квартал 240 выделы 11,15. кадастровый номер 50:20:0000000:297739; площадью 0,0213 га, местоположение: Московская область. Одинцовский муниципальный район, с/п Часцовское Звенигородское лесничество. Хлюпинское участковое лесничество, квартал 239 выделы 21.27, кадастровый номер 50:20:0070752:1404; площадью 0,0048 га, местоположение муниципальный район, с/п Часцовское Звенигородское лесничество, Хлюпинское участковое лесничество, квартал 240 выдел 15, кадастровый номер 50:20:0000000:297725.
Действие договора распространено на период 49 лет.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Полагая, что соответствующая обязанность арендатором не исполнена, Комитет обратился в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 4, 8, 309, 310, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6.1, 7, 8, 12, 21, 24, 25, 45, 63.1, 72, 89.1, 99 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходили из того, что на спорных лесных участках, переданных ответчику по названному договору, леса не располагались, работы по рубке лесных насаждений проводились в рамках подготовительных работ по строительству линейных объектов до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения"; положения части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в том числе с учетом Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения) не могут быть применены. Кроме того, истцом был пропущен срок исковой давности.
Между тем судами не учтено следующее.
Нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 3, 1 статьи 9, части 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
До 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда (в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ.
Аналогичное правило было закреплено в подпункте "а" пункта 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (действовавших в соответствующий период), и в подпункте "а" пункта 4 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (действовавших в соответствующий период).
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", вступившим в силу с 01.01.2019, в Лесной кодекс Российской Федерации были внесены изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (дополненной Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (дополненной Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.09.2021 (за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу), внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, в частности, статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566) (действовавших в соответствующий период), работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
В силу пункта 5 Правил N 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Данные правовые выводы приведены в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274.
В рассматриваемом случае суды пришли к выводу о том, что рубка лесных насаждений на спорных лесных участках была осуществлена до 01.01.2019 (в период с 2014 по 2016 год), в связи с чем обязанность по лесоразведению и лесовосстановлению у ответчика не возникла.
Между тем судами не исследован вопрос, где конкретно и в каком объеме, кем и на каком основании осуществлялась рубка лесных насаждений на спорных участках.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
При этом перевод земель лесного фонда в земли иных категорий является самостоятельным основанием для проведения лесовосстановления на площади, равной площади лесных земель в составе участка лесного фонда, вне зависимости от осуществления на нем рубки лесных насаждений. Лесным законодательством по-разному определена площадь участков, подлежащих лесовосстановлению в связи с рубками (часть 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации) и в связи с переводом в земли иных категорий (часть 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации), а также сроки выполнения работ по лесовосстановлению (часть 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 6 Правил N 566).
В силу пункта 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) положения статьи 63.1 не распространяются на случай перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применение данной нормы обусловлено конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В настоящем случае данных о переводе земель в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства не имеется.
При рассмотрении настоящего спора следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда.
В силу части 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Таким образом, отсутствие на лесном участке лесной растительности само по себе не свидетельствует о том, что спорный участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (пункт 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды) от 05.08.2022 N 510).
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018 N 122, к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (как в редакции от 19.07.2018 N 212-ФЗ, так и в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования (площади переведенного лесного участка в земли иных категорий), с учетом случая, установленного в части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе в части обязательств по лесовосстановлению.
Соответствующий правовой подход изложен в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26224, N 305-ЭС23-27639.
Согласно части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (дополненной Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ) лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанное положение, установившее обязанность не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению, действовало с 1 января 2019 года.
Судами надлежащим образом не установлено и не дано оценки положению подпункта "л" пункта 3.4 договора, согласно которому арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без установления всех существенных для дела обстоятельств, что привело к неправильному применению норм материального права.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить выявленные недостатки, оценить доказательства в их совокупности, проверить доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; на основании этого установить имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства; принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2024 года по делу N А40-110342/2023 отменить.
Дело N А40-110342/2023 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
С.Ю. Дацук |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что они не учли все обстоятельства дела, в частности, отсутствие лесной растительности на спорных участках и не исследовали, кем и на каком основании проводилась рубка. Дело направлено на новое рассмотрение для оценки всех доказательств и установления юридически значимых обстоятельств.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июня 2024 г. N Ф05-8634/24 по делу N А40-110342/2023