г. Москва |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А40-194044/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от БУОО "Омскоблстройзаказчик": Жумабаева Г.Д. по доверенности от 22.12.2023, паспорту;
от Федерального Казначейства: Хусаинов И.Р. по доверенности от 24.08.2022, удостоверению;
рассмотрев 20.06.2024 в судебном заседании кассационную жалобу БУОО "Омскоблстройзаказчик"
на решение от 13.12.2023 Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 28.02.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-194044/2023
по заявлению БУОО "Омскоблстройзаказчик"
к Федеральному Казначейству
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - БУОО "Омскоблстройзаказчик", учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казначейству (далее - заинтересованное лицо, ФК) о признании незаконным представления ФК от 28.12.2022 по делу N 17-02-02/33332-ДСП в части пунктов 2 - 4, 7-10; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ФК возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с приказом Федерального казначейства от 12.09.2022 N 26-ДСП"О назначении внеплановой выездной проверки в учреждении и на основании писем Министерства финансов Российской Федерации от 02.09.2022 N 5201с, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 04.06.2022 N 8/К/1-1647 с 19.09.2022 по 28.09.2022 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка составления и исполнения бюджета Омской области за период с 01.01.2018 по истекший период 2022 года.
По результатам рассмотрения нарушений, отраженных в акте выездной проверки учреждения от 28.10.2022 (далее - акт проверки), ФК в адрес учреждения вынесено представление от 28.12.2022 N 17-02-02/33332-ДСП (далее - представление).
Представление содержит 10 пунктов, из них:
- по пунктам 4 - 6, 9 учреждению необходимо в срок до 01.06.2023 осуществить возврат средств, неправомерно израсходованных, в областной бюджет Омской области - 2 125 244, 54 рубля, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений;
- по пунктам 1 - 3, 7 - 8, 10 принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений в срок до 01.06.2023.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ ФК обладает компетенцией по проведению мероприятий внутреннего государственного финансового контроля и при осуществлении полномочий выдает объектам контроля обязательные для исполнения представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях и требования об устранении нарушений и о принятии мер по устранению их причин и условий.
Исходя из пункта 2 представления суды установили, что учреждением допущено нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162, подпункта 5(1).2 пункта 5.(1) Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, выразившееся в следующем.
Так, учреждением заключены и исполнены государственные контракты от 12.07.2018 N Ф.2018.319091, от 16.07.2018 N Ф.2018.327101, от 09.04.2018 N Ф.2018.134848 на поставку мебели, инвентаря и немонтируемого оборудования для оснащения объекта капитального строительства "Реконструкция здания театра с пристройкой дополнительных помещений и надстройкой этажа по ул. Б. Хмельницкого, 236 в Октябрьском административном округе, г. Омск".
Источником финансирования принятых на основании государственных контрактов на поставку мебели, инвентаря и немонтируемого оборудования бюджетных обязательств, а также кассового расхода (исполнения денежных обязательств, возникших из контрактов), являются средства, доведенные заявителю по коду вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности".
Согласно положениям раздела 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания от 01.07.2013 N 65н, по коду (элементу) вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.
Пунктом 30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктом 4 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика от 04.08.2020 N 421/пр), определено, что сметная стоимость строительства - расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, то есть величина затрат определяемая сметой на строительство, разрабатываемой в составе проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Таким образом, за счет средств, доведенных по коду вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" возможно приобретение мебели, инвентаря и немонтируемого оборудования исключительно предусмотренного проектно-сметной документацией.
Сличением условий государственных контрактов, а также документов приемки, составленных в рамках их исполнения с проектно-сметных документации на строительство объектов капитального строительство, установлены факты приобретения мебели, инвентаря и немонтируемого оборудования не предусмотренного проектно-сметной документацией, получившей положительные заключения государственных экспертиз проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости строительства.
По государственному контракту от 16.07.2018 N Ф.2018.327101 осуществлено приобретение кулеров для воды Vatten L01SK в количестве 11 шт., при потребности согласно проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в количестве 5 шт.
По государственному контракту от 12.07.2018 N Ф.2018.319091 осуществлено приобретение электрической варочной панели в количестве 1 шт., посудомоечной машины в количестве 1 шт., не предусмотренных сметными стоимостями строительства.
По государственному контракту от 09.04.2018 N Ф.2018.134848 осуществлено приобретение электрической плиты четырехкомфорочной Gefest в количестве 1 шт., не предусмотренной сметными стоимостями строительства.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ на получателя бюджетных средств возложены бюджетные полномочия по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств признаются нецелевым использованием бюджетных средств.
Суды установили, что в нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, раздела 5(1) Указаний от 01.07.2013 N 65н, в 2018 году учреждением допущено нецелевое расходование средств бюджета Омской области, в связи с оплатой за счет средств доведенных по коду вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" мебели, инвентаря и немонтируемого оборудования для оснащения объекта капитального строительства "Реконструкция здания театра с пристройкой дополнительных помещений и надстройкой этажа по ул. Б. Хмельницкого, 236 в Октябрьском административном округе, г. Омск" не предусмотренных сметными стоимостями строительства в рамках исполнения государственных контрактов:
- от 12.07.2018 N Ф.2018.319091 (электрическая варочная панель в количестве 1 шт., посудомоечная машина в количестве 1 шт. на общую сумму 32 648,00 рублей);
- от 16.07.2018 N Ф.2018.327101 (кулер для воды Vatten L01SK в количестве 6 шт. на общую сумму 80 053,32 рублей);
- от 09.04.2018 N Ф.2018.134848 (электрическая плита четырехкомфорочная Gefest в количестве 1 шт. на сумму 24 296,00 рублей).
Объем средств бюджета Омской области израсходованных не по целевому назначению составил 136 997,32 рублей.
Суды указали, что согласно пункту 3 представления установлено, что учреждением допущено нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 48.4.3.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, выразившееся в следующем.
Учреждением с Автономным учреждением "Госэкспертиза Омской области" заключены и исполнены государственные контракты на оказание услуг по экспертному сопровождению объектов капитального строительства, в том числе:
1) Государственный контракт от 29.03.2021 N 09-07-0071/1-21 на сумму 235 028,00 рублей по объекту "Строительство общеобразовательной школы в р.п. Черлак Черлакского района Омской области", заключен сроком на 1 год и предусматривает предоплату в размере 100% от цены контракта (обязательства по перечислению предварительного платежа исполнены платежным поручением от 31.03.2021 N 250).
Главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта "Строительство общеобразовательной школы в р.п. Черлак Черлакского района Омской области", актуального по состоянию на 29.03.2021 (дату заключения государственного контракта N 09-07-0071/1-21) и получившим положительное заключение повторной государственной экспертизы (утверждено 18.09.2020), затраты на экспертное сопровождение не предусмотрены.
2) Государственный контракт от 30.11.2020 N 09-07-0037/1-20 на сумму 199 577,00 рублей по объекту "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198", заключен сроком на 1 год с момента заключения и предусматривает предоплату в размере 100% от цены контракта (обязательства по перечислению предварительного платежа исполнены платежным поручением от 07.12.2020 N 1988).
Главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198", актуального по состоянию на 30.11.2020 (дату заключения государственного контракта N 09-07-0037/1-20) и получившим положительное заключение государственной экспертизы (утверждено 14.07.2020), затраты на экспертное сопровождение не предусмотрены.
3) Государственный контракт от 30.11.2020 N 09-07-0039/1-20 на сумму 251 821,00 рублей по объекту "Строительство детского сада в р.п. Болынеречье Большереченского района Омской области", заключен сроком на 1 год с момента заключения и предусматривает предоплату в размере 100% от цены контракта (обязательства по перечислению предварительного платежа исполнены платежным поручением от 04.12.2020 N 1987).
Главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта "Строительство детского сада в р.п. Болынеречье Большереченского района Омской области", актуального по состоянию на 30.11.2020 (дату заключения государственного контракта N 09-07-0039/1-20) и получившим положительное заключение государственной экспертизы (утверждено 05.08.2020), затраты на экспертное сопровождение не предусмотрены.
4) Государственный контракт от 21.10.2020 N 09-07-0015/1-20 на сумму 137 892,00 рублей по объекту "Строительство детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области", заключен сроком на один 1 с момента заключения и предусматривает предоплату в размере 100% от цены контракта (обязательства по перечислению предварительного платежа исполнены платежным поручением от 27.10.2020 N 1263).
Главой 12 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта "Строительство детского сада по ул. Л. Чайкиной в пос. Иртышский Омского муниципального района Омской области", актуального по состоянию на 21.10.2020 (дату заключения государственного контракта N 09-07-0039/1-20) и получившим положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства N 55-1-0035-20 (утверждено 14.05.2020), затраты на экспертное сопровождение не предусмотрены.
Источником финансирования бюджетных обязательств, принятых на основании государственных контрактов от 29.03.2021 N 09-07-0071/1-21, от 30.11.2020 N 09-07-0037/1-20, от 30.11.2020 N 09-07-0039/1-20, от 21.10.2020 N 09-07-0015/1-20 на оказание услуг по экспертному сопровождению объектов капитального строительства, а также кассового расхода (исполнения денежных обязательств, возникших из контрактов) в общей сумме 824 318,00 рублей (235 028,00+199 577,00+251 821,00+137 892,00), являются средства, доведенные Учреждению из бюджета Омской области по коду вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности".
Согласно положениям пункта 48.4.3.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее - Порядок от 06.06.2019 N 85н), по коду (элементу) вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.
Таким образом, затраты на услуги по экспертному сопровождению объектов капитального строительства, не предусмотренные сметными расчетами стоимости строительства объектов капитального строительства, не подлежат оплате за счет средств, доведенных Учреждению из бюджета Омской области по коду вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности".
Представленными к проверке сводными сметными расчетами стоимости строительства вышеуказанных объектов, получивших положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (актуальными по состоянию на дату заключения государственных контрактов на экспертное сопровождение), затраты на экспертное сопровождение не предусмотрены.
Включение учреждением затрат на экспертное сопровождение в главы 12 сводных сметных расчетов стоимости строительства после фактической оплаты этих услуг выполнено для формального соблюдения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного бюджетным законодательством.
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 48.4.3.4 Порядка от 06.06.2019 N 85н, в 2020-2021 годах Учреждением допущено нецелевое расходование средств бюджета Омской области, в связи с оплатой за счет средств доведенных по коду, вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" работ (услуг) не предусмотренных сметными стоимостями строительства, а именно услуг по экспертному сопровождению объектов капитального строительства в рамках исполнения государственных контрактов: от 29.03.2021 N 09-07-0071/1-21 на сумму 235 028,00 рублей; от 30.11.2020 N 09-07-0037/1-20 на сумму 577,00; от 30.11.2020 N 09-07-0039/1-20 на сумму 251 821,00 рублей; от 21.10.2020 N 09-07-0015/1-20 на сумму 137 892,00 рублей.
Объем средств бюджета Омской области израсходованных не по целевому назначению составил 824 318,00 рублей.
Суды указали, что согласно пункту 4 представления установлено, что учреждением допущено нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1.9, 3.1.11 государственного контракта от 13.08.2014 N 2014.217091, выразившееся в следующем.
В соответствии с пунктом 19 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, к контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.
Результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются актами (пункт 24).
В ходе исследования специалистами МФ ФКУ "ЦОКР" в г. Новосибирске в присутствии должностных лиц, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, представителей учреждения в период с 06.10.2022 по 13.10.2022 проведены контрольный обмер и визуальный осмотр видов и объемов работ, выполненных по объекту "Реконструкция здания театра с пристройкой дополнительных помещений и надстройкой этажа по ул. Б. Хмельницкого, 236 в Октябрьском административном округе, г. Омск" в рамках государственных контрактов от 13.08.2014 N 2014.217091 и от 25.04.2018 N Ф.2018.163498.
Результаты контрольных обмеров оформлены актами контрольных обмеров, в подписании которых в том числе участвовали представители Учреждения, с приложением фотоматериалов, а также ведомостей пересчета.
По результатам контрольного обмера и визуального осмотра установлены факты невыполнения работ по государственному контракту от 13.08.2014 N 2014.217091 (ООО "ШИК"):
- не выполнены работы по облицовке стен фасадов зданий искусственными плитами типа "ФАССТ" на металлическом каркасе в количестве 12,50 кв. м, принятые к учету в позиции 14 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 494 на общую сумму 40 397,00 рублей;
- не выполнены работы по облицовке ступеней гранитными плитами в количестве 9,22 кв. м, принятые к учету в позиции 148 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 494, на общую сумму 94 647,00 рублей;
- не выполнены работы по облицовке стен гранитными плитами, полированными толщиной 40 мм при числе плит в 1 кв. м: до 6 шт., в количестве 16,40 кв. м, принятые к учету в позиции 151 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 494, на общую сумму 205 180,00 рублей;
- не выполнены работы по облицовке крышки парапета гранитными, полированными плитами толщиной 40-60 мм, число плит в 1 кв. м до 6 шт. в количестве 1,93 кв. м, принятые к учету в позиции 155 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 494, на общую сумму 23 930,00 рублей;
- не выполнены работы по установке цельных гранитных ступеней толщиной 150 мм в количестве 4,94 м, принятые к учету в позиции 158 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 494, на общую сумму 44 438,00 рублей;
- не выполнены работы по устройству покрытий: из гранитных плит при количестве плит на 1 кв. м до 3 шт. в количестве 4,56 кв. м, принятые к учету в позиции 7 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2017 N 496 на общую сумму 43 433,00 рублей;
- не выполнены работы по покрытию полов лаком по огрунтованной или окрашенной поверхности (в том числе: устройство покрытий из брусков (Палубный настил)) в количестве 13,98 кв. м, принятые к учету в позиции 127 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 23.12.2016 N 354, в позиции 1 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 25.08.2017 N 466, на общую сумму 22 619,00 рублей;
- не выполнены работы по устройству утепления покрытий плитами из легких (ячеистых) бетонов или фибролита насухо (Защита мембраны тротуарной плиткой), в количестве 41,1 кв. м, принятые к учету в позиции 73 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 25.08.2017 N 469 (в том числе: устройство пароизоляции: прокладочной в один слой в количестве 41,1 кв. м, устройство однослойной кровли из полимерного рулонного материала с установкой прижимных пластин в количестве 41,1 кв. м, устройство пароизоляции: прокладочной в один слой в количестве 41,1 кв. м, устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной до 30 мм в количестве 41,1 кв. м, утепление покрытий: легким (ячеистым) бетоном в количестве 12,33 куб. м принятых в позициях: 75, 78, 80, 83, 85 соответственно) на общую сумму 197 610,00 рублей.
- не выполнены работы по устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей по кирпичу и бетону в помещении 37 - доготовочная буфета в количестве 2,49 кв. м, принятые к учету в позиции 58 акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.06.2017 N 436 на общую сумму 2 700,00 рублей;
- не выполнены работы по устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону в помещениях: 21/1 - Санузел, 22/1 - Санузел, 23/1 - Санузед, 24/1 - Санузел, 33 - Санузел, 34 - Санузел, 40 - Женский санузел, 41 - Мужской санузел, 49 - Санузел, 56 - Постирочная и гладильная мастерская, в количестве 12,82 кв. м, принятые к учету в позициях 23, 40, 11, 39 актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 15.12.2015 N 142, от 23.12.2016 N 354, от 29.06.2017 N 389 и от 29.06.2017 N 438, соответственно, на общую сумму 13 545,00 рублей;
- не выполнены работы по устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону в помещениях: 2/1 - Санузел, 3/1 - Санузел, 4/1 - Санузел, 5/1 - Санузел, 7 - Кабина звукозаписи, 30 - Женский санузел, 31 - Мужской санузел, в количестве 98,95 кв. м, принятые к учету в позициях 14, 11 актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 25.01.2016 N 192 и от 22.08.2016 N 279, соответственно, на общую сумму 104 423,00 рублей.
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, части 6 статьи 52 Грк РФ, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 3.1.7, 3.1.9, 3.1.11 государственного контракта от 13.08.2014 N 2014.217091, Учреждением приняты к учету первичные учетные документы, содержащие фактически невыполненные работы по: облицовке стен фасадов зданий искусственными плитами типа "ФАССТ" на металлическом каркасе в количестве 12,50 кв. м, облицовке ступеней гранитными плитами в количестве 9,22 кв. м, облицовке стен гранитными плитами, полированными толщиной 40 мм при числе плит в 1 кв. м: до 6 шт. в количестве 16,40 кв. м, облицовке крышки парапета гранитными, полированными плитами толщиной 40-60 мм, число плит в 1 кв. м до 6 шт. в количестве 1,93 кв. м, установке цельных гранитных ступеней толщиной 150 мм в количестве 4,94 м, устройству покрытий: из гранитных плит при количестве плит на 1 кв. м до 3 шт. в количестве 4,56 кв. м, покрытию полов лаком по огрунтованной или окрашенной поверхности (в том числе: устройство покрытий из брусков (Палубный настил)) в количестве 13,98 кв. м, устройству утепления покрытий плитами: из легких (ячеистых) бетонов или фибролита насухо (Защита мембраны тротуарной плиткой) в количестве 41,1 кв. м (в том числе: устройство пароизоляции: прокладочной в один слой в количестве 41,1 кв. м, устройство однослойной кровли из полимерного рулонного материала с установкой прижимных пластин в количестве 41,1 кв. м, устройство пароизоляции: прокладочной в один слой в количестве 41,1 кв. м, устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной до 30 мм в количестве 41,1 кв. м, утепление покрытий: легким (ячеистым) бетоном в количестве 12,33 куб. м принятых в позициях: 75, 78, 80, 83, 85 соответственно), устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону в помещении 37 - доготовочная буфета) в количестве 2,49 кв. м, устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирцичу и бетону в помещениях: 21/1 - Санузел, 22/1 - Санузел, 23/1 - Санузел, 24/1 - Санузел, 33 - Санузел, 34 - Санузел, 40 - Женский санузел, 41 - Мужской санузел, 49 - Санузел, 56 - Постирочная и гладильная мастерская, в количестве 12,82 кв. м, устройству гладкой облицовки стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону в помещениях: 2/1 - Санузел, 3/1 - Санузел, 4/1 - Санузел, 5/1 - Санузел, 7 - Кабина звукозаписи, 30 - Женский санузел, 31 - Мужской санузел, в количестве 98,95 кв. м.
Объем неправомерно израсходованных средств бюджета Омской области составил 792 922,00 рублей (40 397,00 + + 94 647,00 + 205 180,00 + 23 930,00 + 44 438,00 + 43 433,00 + 22 619,00 + 197 610,00 + 2 700,00 + 13 545,00 + 104 423,00).
Суды признали несостоятельным довод учреждения о невозможности взыскания средств с подрядчика ООО "ШИК" в связи с прекращением ООО "ШИК" своей деятельности, поскольку бюджетное учреждение имеет возможность осуществить возврат за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (пункт 5 статьи 123.22 ГК).
В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Следовательно, бюджетные учреждения, имея специальную правоспособность, обладают имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Согласно пунктам 7, 8 представления установлено, что учреждением допущено нарушение требований статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, выразившееся в следующем.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности предусмотренных ему бюджетных ассигнований также закреплена в подпункте 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.
На основании анализа данных ф. 0503190 и ф. 0503790 за проверяемый период незначительно уменьшилось количество объектов незавершенного строительства с 73 до 62 единиц (уменьшение на 15,07%).
Снижение количества объектов незавершенного строительства произошло вследствие списания затрат на капитальные вложения, произведенные при приобретении ОНС, не включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов, а именно ввода в эксплуатацию и передачи в муниципальную собственность в 2019 году модульных фельдшерско-акушерских пунктов в количестве 21 единиц, а в 2021 году - 13 объектов незавершенного строительства.
Суды указали, что проверкой установлено, что на основании распоряжения Правительства Омской области от 22.11.2021 N 143-рп "О прекращении реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области" со счета 1 106 11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество" списано 13 объектов незавершенного строительства с объемом фактически произведенных расходов на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 24 532 563,67 рублей (расходы в проверяемом периоде не производились).
В нарушение требований статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ по состоянию на 01.01.2022 учреждением не обеспечено достижение результата, заданного при выделении средств соответствующего бюджета в отношении 13 объектов капитальных вложений, произведенных в объекты незавершенного строительства, в отношении которых на основании распоряжения Правительства Омской области от 22.11.2021 N 143-рп "О прекращении реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области" прекращена реализация бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений.
Объем неэффективно израсходованных ранее проверяемого периода средств бюджета Омской области составил 24 532 563,67 рублей.
Суды установили, что согласно сведениям ф.0503790 по состоянию на 01.01.2022 на учете учреждения числятся 6 объектов капитальных вложений со статусом (код статуса - 27) "Списание и снос объекта незавершенного строительства" и целевой функцией (код целевой функции - 8) "Списание и снос объекта незавершенного строительства" (год исполнения целевой функции - 2022) с объемом фактически произведенных расходов на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 52 108 667,47 рублей (расходы в проверяемом периоде не производились).
Суды указали, что в нарушение требований статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ по состоянию на 01.01.2022 учреждением не обеспечено достижение результата, заданного при выделении средств соответствующего бюджета в отношении 6 объектов капитальных вложений, произведенных в объекты незавершенного строительства, подлежащих списанию в 2022 году.
Объем неэффективно израсходованных ранее проверяемого периода средств бюджета Омской области составил 52 108 667,47 рублей.
Суды исходя из п. 10 представления установили, что учреждением допущено нарушение требований части 4 статьи 52 ГрК РФ, пункта 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, выразившееся в следующем.
В соответствии с частью 4 статьи 52 ГрК РФ, пунктом 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 (далее - Правила от 30.09.2011 N 802), при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 2 Правил от 30.09.2011 N 802 решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Целью консервации объекта капитального строительства, согласно пункту 3 Правил от 30.09.2011 N 802, является приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
Согласно сведениям ф. 0503790 по состоянию на 01.01.2022 на учете Учреждения числятся 3 объекта капитальных вложений со статусом (код статуса - 03) "Строительство объекта приостановлено без консервации" и целевой функцией (код целевой функции - 1) "Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)" (годы исполнения целевой функции - 2022-2024), а также причиной приостановки строительства (код причины - 2) "Приостановлено финансовое обеспечение" в 2004-2011 годах с объемом фактически произведенных расходов на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 91 429 716,84 рублей (расходы в проверяемом периоде не производились).
Также, исходя из представленной к проверке документации, суды установили, что в проверяемом периоде на срок более 6 месяцев приостановлено выполнение работ на объекте "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Партизанская, д. 198 с объемом фактически произведенных расходов на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 162 918 205,60 рублей, в том числе из средств федерального бюджета в сумме 109 140 345,42 рублей (государственный контракт от 21.06.2021 N 06-2021/СМР, заключенный с ООО Строительная компания "Лидер" расторгнут в одностороннем порядке решением от 19.11.2021 N 02-3039, вступившим в силу 10.01.2022).
Проверкой установлено, что учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм при консервации 4 объектов капитального строительства.
Суды указали, что отсутствие дополнительного финансирования не является основанием для несоблюдения учреждением обязательных требований норм и правил в области консервации объектов капитальных вложений.
Доказательств фактического совершения учреждением действий, направленных на исполнение указанных норм и правил, при проведении проверки, а также суду, не представлено.
В нарушение требований части 4 статьи 52 ГрК РФ, пункта 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802, Учреждением при прекращении строительства на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем не обеспечена консервация 4 объектов капитальных вложений, с объемом фактически произведенных расходов на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 254 347 922,44 рублей (91 429 716,84 + 162 918 205,60), в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 109 140 345,42 рублей.
Суды указали, что кроме того, необеспечение консервации объектов капитальных вложений влечет потребность в дополнительных вложениях бюджетных средств сверх сметной стоимости (пункт 4.2 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений"), а также снижение конструктивной надежности и пространственной устойчивости конструктивных элементов и объектов в целом (возможно разрушение объектов) и, как следствие, риск неэффективного расходования средств бюджетных средств.
Как указано в пункте 9 оспариваемого представления, в нарушение требований статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, учреждением в рамках исполнения государственных контрактов на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверке достоверности сметной стоимости строительства объекта капитального строительства "Строительство общеобразовательной школы в р.п. Черлак Черлакского района Омской области" принимались к учету и оплачивались услуги по завышенной стоимости, объем неэффективно израсходованных средств бюджета Омской области составил 144698,14 руб.
Суды установили, что в представлении последовательно и подробно указана информация о выявленных нарушениях, по которым принято решение о направлении представления в адрес учреждения, со ссылками на нормативные правовые акты.
Представление соответствует форме представления, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2020 N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (Приложение N 3), подписано уполномоченным должностным лицом, содержит понятные формулировки, описание выявленных нарушений и ссылки на нормы права; является исполнимым, содержит определенные законные требования с учетом выявленных в ходе проверки нарушений.
Требования, изложенные в представлении, направлены на защиту интересов государства в сфере расходования бюджетных средств, а также на усиление финансовой дисциплины учреждения.
Суды установили, что обжалуемые пункты 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 представления соответствуют действующему законодательству.
Суды пришли к выводу об отказе в признании оспариваемого учреждением представления ФК от 28.12.2022 по делу N 17-02-02/33332-ДСП в части оспариваемых пунктов незаконным.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А40-194044/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований учреждения о признании незаконным представления Федерального казначейства, указывающего на нарушения в использовании бюджетных средств. Суды установили факты нецелевого расходования средств и недостаточной эффективности использования бюджетных ассигнований, что подтверждается результатами проверки и ссылками на нормы права. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2024 г. N Ф05-11538/24 по делу N А40-194044/2023