г. Москва |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А41-79076/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от АО "Куйбышево": Клюс Н.В. по доверенности от 15.01.2024, паспорту, Маркин А.Е. по приказу от 01.06.2022, паспорту;
от Администрации г.о. Истра Московской области: не явился, извещён;
от АО "Мособлгаз": Шамдинов А.М. по доверенности от 12.03.2024, паспорту, Краснощекая З.Б. по доверенности от 06.07.2023, паспорту;
от ООО "Паритет": не явился, извещён;
от Клюса В.Ф.: не явился, извещён;
рассмотрев 19.06.2024 в судебном заседании кассационных жалоб Администрации г.о. Истра Московской области и АО "Мособлгаз",
на решение от 12.12.2023 Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 26.02.2024 Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-79076/2023
по заявлению АО "Куйбышево"
к администрации городского округа Истра Московской области
третьи лица: АО "Мособлгаз", ООО "Паритет", Клюс В.Ф.
об оспаривании постановления и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Куйбышево" (далее - НАО "Куйбышево", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Истра Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным постановления от 10.05.2023 N 3904/5 "Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу (местоположение): Московская область городской округ Истра, д. Красновидово в пользу АО "Мособлгаз" в целях строительства линейного объекта системы газоснабжения "Газопровода высокого давления до границы земельного участка по адресу: Московская область, городской округ Истра, д. Красновидово, согласно программы "Развития газификации Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50, с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-р "Об утверждении плана-мероприятий (дорожная карта) по внедрению социально-ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации".
Общество также просило Арбитражный суд Московской области принять обеспечительные меры в виде приостановления действия постановления от 10.05.2023 N 3904/5 и запрета АО "Мособлгаз" проводить на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0000000:162094, 50:08:0000000:162095 и 50:08:0050333:92 в границах публичного сервитута, установленного обжалуемым постановлением, работы по строительству линейных объектов газоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Мособлгаз", ООО "Паритет", Клюс В.Ф.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024, обжалуемое постановление от 10.05.2023 N 3904/5 признано незаконным. В принятии мер по обеспечению заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах администрация и АО "Мособлгаз" просили отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель АО "Мособлгаз" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащиём образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что АО "Куйбышево" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 150:08:0000000:162094 (площадь - 479 826 +/- 20 584 м2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство), 50:08:0000000:162095 (площадь - 343 819 +/- 7 523 м2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство), а также арендатором (приложение N 1) земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050333:92 (площадь - 504 000 м2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство).
08 сентября 2023 года в ходе осмотра данных земельных участков выявлено проведение работниками АО "Мособлгаз" земельных работ по укладке газопровода на земельных участках с кадастровыми номерами участков 50:08:0000000:162094, 50:08:0000000:162095 и 50:08:0050333:92.
В качестве документов, предоставляющих право на проведение работ на земельных участках указанными работниками представлена копия ПИР-К 6924-21 -ГСН.
Из содержания данного документа суды установили, что АО "Куйбышево" стало известно о вынесении администрацией городского округа Истра Московской области постановления от 10.05.2023 N 3904/5 "Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу (местоположение): Московская область городской округ Истра, д. Красновидово в пользу АО "Мособлгаз" в целях строительства линейного объекта системы газоснабжения "Газопровода высокого давления до границы земельного участка по адресу: I Московская область, городской округ Истра, д. Красновидово, согласно программы "Развития газификации Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50, с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-р "Об утверждении плана-мероприятий (дорожная карта) по внедрению социально-ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации" о наложении публичного сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0000000:162094, 50:08:0000000:162095 и 50:08:0050333:92 сроком на 588 месяцев (далее - Постановление N 3904/5).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Признавая обжалуемое постановление от 10.05.2023 N 3904/5 незаконным, суды руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 23 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ установлено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 статьи 39.38 ЗК РФ предусмотрено, что к органам, принимающим решение об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37, отнесены органы местного самоуправления городского округа, на которые возложена обязанность по принятию решения в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
В силу пункта 3 статьи 39.39 ЗК РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статья 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указывает, что в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Порядок подачи и содержания ходатайства об установлении публичного сервитута регламентирован в статьях 39.40 и 39.41 ЗК РФ.
Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК РФ, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон (пункт 6 указанной статьи).
Порядок принятия решения по указанному выше ходатайству установлен статьей 39.43 ЗК РФ.
Суды установили, что в нарушение вышеуказанных положений названного Кодекса администрация установила публичный сервитут в интересах собственника земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050333:3 - ООО "Паритет".
Суды указали, что в соответствии с техническими условиями N К6924-223/4 на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения АО "Мособлгаз" обязалось подключить склад, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050333:3 и принадлежащий ООО "Паритет" к газопроводу высокого давления (кадастровый номер 50:08:0000000:147220).
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды пришли к выводу, что публичный сервитут наложен на земельные участки АО "Куйбышево" не для удовлетворения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, а в интересах единственного субъекта - ООО "Паритет", что противоречит приведенным требованиям законодательства, доказательств иного в материалы дела не представлено.
Суды отметили, что изложенная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2023 по делу N А41-83955/2021.
Суды пришли к выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационных жалоб отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А41-79076/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление об установлении публичного сервитута, так как оно было наложено в интересах частного лица, а не для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Арбитражные суды установили, что действия администрации нарушают нормы законодательства, и отклонили кассационные жалобы, оставив предыдущие судебные акты без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2024 г. N Ф05-11235/24 по делу N А41-79076/2023