город Москва |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А41-91219/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Новикова Н.М., доверенность от 09.01.2024;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 19 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации Одинцовского городского округа
на решение Арбитражного суда Московской области
от 05 февраля 2024 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10 апреля 2024 года
по делу N А41-91219/22
по заявлению ЗАО "Соцпромстрой"
об оспаривании решения
к Администрации Одинцовского городского округа,
третье лицо: Мособлархитектура,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Соцпромстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и об обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указанием на утверждение схемы его расположения на основании заявления ЗАО "Соцпромстрой" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2022 исх. N 487.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мособлархитектура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.04.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2023 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал, что судами не дана оценка доводам администрации о том, что линейные сооружения общества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, являются самостоятельными объектами недвижимости и не относятся к вспомогательным.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение администрации от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ЗАО "Соцпромстрой" от 29.09.2022 исх. N 487 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2024 года решение суда первой инстанции изменено, абзац третий резолютивной части решения изложен в следующей редакции: обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указаниями на утверждение схемы его расположения на основании заявления ЗАО "Соцпромстрой" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2022 исх. N 487, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Одинцовского городского округа обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным решения администрации от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и возложения на администрацию обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указанием на утверждение схемы его расположения на основании заявления ЗАО "Соцпромстрой" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2022 исх. N 487 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены решения в неизмененной части и постановления в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) общество является собственником зданий и сооружений, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А.
Все объекты недвижимого имущества общества образуют единый имущественный комплекс растворо-бетонного узла по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А, функционирование которого невозможно без испрашиваемого земельного участка.
Общество обратилось в ООО "Центр судебных экспертиз" за получением заключения специалиста по следующим вопросам:
1. Определить, какая площадь земельного участка необходима для функционирования имущественного комплекса растворо-бетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А, исходя из необходимости обеспечить функциональное использование зданий и сооружений данного имущественного комплекса с учетом имеющихся мощностей производства?
2. Разработать схему границ земельного участка, подлежащего образованию для функционирования имущественного комплекса растворо-бетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А, с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам, а также с учетом местоположения земельных участков, находящихся в собственности общества.
В соответствии с заключением ООО "Центр Судебных Экспертиз" N 01.0622-1422Э "Об определении нормативного размера земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации имущественного комплекса растворо-бетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А", площадь земельного участка, подлежащего образованию для функционирования имущественного комплекса растворо-бетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18А, с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам, а также с учетом местоположения участков, находящихся в собственности общества, составляет 7.643 кв.м, также представлена схема границ земельного участка, подлежащего образованию.
В целях образования земельного участка, непосредственно занятого объектами недвижимости общества и необходимого для использования растворо-бетонного узла, на основании разработанной ООО "Центр Судебных Экспертиз" схемы границ земельного участка, подлежащего образованию, обществом подготовлена схема расположения земельного участка.
Во исполнение требований законодательства обществом в администрацию 29.09.2022 подано заявление от 29.09.2022 исх. N 487 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 7.643 кв.м. Заключение специалиста также представлено обществом в администрацию в комплекте документов для получения государственной услуги.
По результатам рассмотрения данного заявления администрация решением от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 отказала обществу в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", указав в качестве оснований, что информация, которая содержится в документах, представленных обществом, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
В разделе "Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги" указано следующее: согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0030204:404, 50:20:0030204:422, 50:20:0030204:413, 50:20:0030204:412, 50:20:0030206:323, принадлежащие обществу на праве собственности, расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151. Указаний на другие основания для отказа в предоставлении государственной услуги в решении об отказе не содержится.
Общество, считая указанный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вся информация, содержащаяся в представленных обществом документах, полностью соответствует общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, и, соответственно, о том, что решение об отказе вынесено администрацией без достаточных оснований, при этом суд первой инстанции посчитал надлежащим способом восстановления нарушенных прав общества - возложение на администрацию обязанности рассмотреть повторно заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что суд, принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование общества в части признания незаконным и отмены решения администрации от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", вопреки доводам администрации, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения указанного требования в связи со следующим.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела судами такая совокупность условий установлена.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта соответствующего договора (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные Перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Судами установлено, что во исполнение приведенных требований законодательства обществом в администрацию 29.09.2022 представлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 7.643 кв.м, от 29.09.2022 исх. N 487 с приложением заключения специалиста.
В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (пункт 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в решении в качестве основания для отказа со ссылкой на административный регламент администрацией указано, что "_информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП_".
В разделе "Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги" указано: "_согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0030204:404, 50:20:0030204:422, 50:20:0030204:413, 50:20:0030204:412, 50:20:0030206:323, принадлежащие обществу на праве собственности, расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151_".
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден распоряжением Минмособлимущества от 27.12.2018 N 15-ВР-1824 (далее - Административный регламент) и размещен на официальном сайте Администрации Одинцовского городского округа Московской области в сети "Интернет" (www.odin.ru).
Разделом 13 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги, в числе которых - противоречие информации, содержащейся в документах, представленных заявителем, общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП (пункт 13.2.1 Административного регламента).
Между тем, судами установлено, что вся информация, содержащаяся в представленных обществом документах, полностью соответствует общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные Перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 (далее - Приказ N П/0321).
Согласно пункту 6 приложения к Приказу N П/0321, необходимо представить сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Судами установлено, что во исполнение указанной правовой нормы в комплекте документов для получения государственной услуги, представленных обществом в администрацию, представлено сообщение ЗАО "Соцпромстрой", содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке от 29.09.2022.
Вышеуказанные сооружения построены ЗАО "Соцпромстрой" и введены в эксплуатацию на основании следующей разрешительной документации:
- разрешение на строительство от 13.03.2009 N RU50511105-6, выданное Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.12.2009 N RU50511105-1174, выданное Администрацией городского поселения Одинцово (утверждено постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 10.12.2009 N 1174);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18.04.20012 N RU50511105-351, выданное Администрацией городского поселения Одинцово (утверждено постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 18.04.2012 N 351).
Согласно сообщению ЗАО "Соцпромстрой" от 29.09.2022, на испрашиваемом земельном участке расположены: самотечная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:377, наружный водопровод с кадастровым номером 50:20:0030206:324, ливневая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:393, напорная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:376, сеть горячего водоснабжения с кадастровым номером 50:20:0030206:375, теплосеть с кадастровым номером 50:20:0030206:362, газопровод среднего давления с кадастровым номером 50:20:0040201:734, газопровод высокого давления с кадастровым номером 50:20:0000000:295344.
Доводы администрации относительно того, что в ее адрес не представлены документы, подтверждающие расположение линейных объектов на спорном земельном участке, обоснованно отклонены судами, как противоречащие обстоятельствам дела.
Суды установили, что в соответствии с заключением специалиста ООО "Центр Судебных Экспертиз" от 01.06.2022 N 01.0622-1422Э "Об определении нормативного размера земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации имущественного комплекса растворобетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18а", площадь земельного участка, подлежащего образованию для функционирования имущественного комплекса растворобетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18а, с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам, а также с учетом местоположения земельных участков, находящихся в собственности ЗАО "Соцпромстрой", составляет 7.643 кв.м. Также на странице 27 указанного заключения приведена схема границ земельного участка, подлежащего образованию.
Здание склада для хранения готовой продукции растворобетонного узла со встроенной котельной с кадастровым номером 50:20:0030206:9290, здание - бетонно-смесительный узел; назначение: нежилое с кадастровым номером 50:20:0030204:422, здание - растворо-смесительный узел; назначение: нежилое с кадастровым номером 50:20:0030204:412, сооружение - подъездная эстакада с кадастровым номером 50:20:0030204:413, сооружение - емкость для хранения цемента с кадастровым номером 50:20:0030204:404, сооружение - емкость для хранения цемента с кадастровым номером 50:20:0030204:323, самотечная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:377 расположены на земельном участке в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151.
На спорном земельном участке расположены: самотечная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:377, наружный водопровод с кадастровым номером 50:20:0030206:324, ливневая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:393, напорная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:376, сеть горячего водоснабжения с кадастровым номером 50:20:0030206:375, теплосеть с кадастровым номером 50:20:0030206:362, газопровод среднего давления с кадастровым номером 50:20:0040201:734, газопровод высокого давления с кадастровым номером 50:20:0000000:295344.
В связи с тем, что в заключении специалиста от 01.06.2022 не содержалось схемы расположения вышеуказанных линейных объектов на испрашиваемом земельном участке, а в кассационной жалобе администрацией указано, что обществом не представлено доказательств расположения линейных объектов на испрашиваемом земельном участке, ввиду чего данный факт нельзя считать установленным, ЗАО "Соцпромстрой" обратилось к ООО "Центр Судебных Экспертиз" для проведения дополнительного исследования.
Перед ООО "Центр Судебных Экспертиз" поставлены, в частности, следующие вопросы:
1. Определить место фактического расположения линейных объектов (инженерных сетей) на территории имущественного комплекса растворобетонного узла по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18А, относительно земельных участков в собственности ЗАО "Соцпромстрой" (кадастровые номера 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151) и земельного участка, площадью 7.643 кв.м, подлежащего образованию - с составлением сводного плана сетей.
2. Определить функциональное назначение каждого из линейных объектов (инженерных сетей) в составе имущественного комплекса растворобетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18А.
ООО "Центр Судебных Экспертиз" подготовлено заключение N 07.1123-1510/Э об определении функционального назначения земельного участка площадью 7.643 кв.м, подлежащего образованию в соответствии с заключением от 01.06.2022 N 01.06-22-1422Э, функционального назначения и места расположения каждого из линейных объектов (инженерных сетей) на территории имущественного комплекса растворобетонного узла (в дополнение к заключению от 01.06.2022 N 01.06-22-1422Э) от 22.11.2023 (далее - заключение специалиста от 22.11.2023).
Специалистом исследована техническая документация, представленная ЗАО "Соцпромстрой", в частности, технические паспорта вышеуказанных линейных сооружений, составленные Одинцовским филиалом ГУП МО "МОБТИ", в которых отражены технические характеристики (параметры) линейных объектов (технические паспорта).
Специалистом 10.11.2023 визуальным и инструментальным методами с осмотром территории имущественного комплекса растворобетонного узла по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18а проведено обследование, в ходе которого установлена и подтверждена информация, указанная в ранее данном заключении специалиста от 01.06.2022 (таблица N 1) о том, что на территории имущественного комплекса растворобетонного узла по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18а, расположены линейные объекты (вышеуказанные инженерные сети).
В ходе обследования специалистом определено место их фактического расположения на территории комплекса, точки ввода в существующие здания, а также расположение смотровых люков. Геодезическая съемка проводилась в системе координат "МСК-50", в соответствии с обязательными требованиями.
На плане N 1 - сводный план сетей специалист отобразил линейные объекты (инженерные сети), входящие в состав имущественного комплекса растворобетонного узла, относительно земельных участков, находящихся в собственности ЗАО "Соцпромстрой" (кадастровые номера 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151), земельного участка, площадью 7.643 кв.м, подлежащего образованию, относительно имеющихся зданий, строений и сооружений (страница 13 заключения специалиста от 22.11.2023).
По результатам выполненных замеров специалистом установлено, что линейные объекты (инженерные сети) подведены к зданиям строениям и сооружениям по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151, находящимся в собственности ЗАО "Соцпромстрой", и по земельному участку, площадью 7.643 кв.м, подлежащему образованию.
Специалист указал, что такое расположение сетей обусловлено, прежде всего, местоположением производственных и вспомогательных зданий и сооружений комплекса, которые построены и введены в эксплуатацию на основании единой разрешительной документации в составе имущественного комплекса растворобетонного узла.
Посредством данных линейных объектов обеспечивается снабжение зданий, строений и сооружений, входящих в состав производственного комплекса, необходимыми энергоресурсами, для бесперебойного функционирования предприятия (производства продукции) и обеспечения благоприятных условий труда для персонала.
В ходе обследования линейных объектов (инженерных сетей) на территории имущественного комплекса растворобетонного узла произведена пошаговая фотофиксация их фактического расположения на территории комплекса, точек ввода в существующие здания, а также расположение смотровых (ревизионных) люков для обслуживания (фототаблица N 1 на страницах 16 - 28 заключения).
По результатам проведенного обследования, отраженного в фототаблице N 1, и выполненных замеров установлено, что параметры (характеристики) исследуемых линейных объектов, указанные в технической документации, представленной ЗАО "Соцпромстрой", соответствуют данным замеров специалиста.
Таким образом, суды указали, что заключением специалиста от 22.11.2023, составленным на основании изучения технической документации и обследования территории, подтверждается фактическое расположение линейных объектов на спорном земельном участке.
Кроме того, суды установили, что фактическое расположение линейных объектов подтверждается следующей документацией:
- кадастровыми паспортами линейных сооружений, составленными Одинцовским филиалом ГУП МО "МОБТИ" (кадастровые паспорта);
- исполнительной топографической съемкой выполненных инженерных сетей бытовой, ливневой канализации, водоснабжения, теплоснабжения от 2009 года, переданной ЗАО "Соцпромстрой" в архив МУП "Архитектура и градостроительство г. Одинцово и пригородной зоны" ОПС г. Одинцово 19.10.2009;
- актом от 27.11.2009 N 90 и актом от 29.03.2012 N 16 передачи геодезической исполнительной документации по сетям в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района.
На основании имеющихся в распоряжении специалиста сведений также определено функциональное назначение каждого из линейных объектов (инженерных сетей) в составе имущественного комплекса растворо-бетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18А. (страницы 29 - 34 заключения).
По результатам обследования специалистом установлено, что инженерные сети функционально и технологически взаимосвязаны, обеспечивают снабжение зданий, строений и сооружений, входящих в состав производственного комплекса, необходимыми энергоресурсами для бесперебойного функционирования предприятия и способствуют созданию благоприятных условий труда обслуживающего персонала.
Инженерные сети (линейные объекты) являются действующими и эксплуатируются в соответствии с целевым назначением, по ним осуществляется предоставление (подача) энергоресурсов, тем самым обеспечивая бесперебойное производство - заключены и действуют следующие договоры с ресурсоснабжающими организациями:
- единый договор N 701/4-20 холодного водоснабжения и водоотведения (действующий, с дополнительным соглашением от 22.09.2023 N 1);
- договор N 825-ТОУИ по техническому обслуживанию узлов измерений от 01.06.2017 (с дополнительным соглашением от 09.01.2023);
- договор поставки газа от 01.11.2022 N 61-8-1022/23;
- договор N 825-ТГ транспортировки газа.
Сеть газопотребления зарегистрирована ЗАО "Соцпромстрой" в качестве опасного производственного объекта (свидетельство о регистрации от 18.12.2013 N А02-50872, выдано Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Гражданская ответственность ЗАО "Соцпромстрой" как владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте застрахована САО "ВСК" (страховой полис от 22.05.2023).
Таким образом, суды отметили, что функционирование вышеуказанных объектов недвижимого имущества невозможно по отдельности, а также без предоставления испрашиваемого земельного участка.
Более того, судами установлено и учтено, что имущественный комплекс растворобетонного узла по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, 18а, расположен на общей площади 1,4 га, состоящей из следующих земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:151, в собственности ЗАО "Соцпромстрой" 1.400 (0,14 га); земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:156, в собственности ЗАО "Соцпромстрой" 4.800 (0,48 га); земельный участок, подлежащий образованию 7.643 (0,76 га); всего: 13.843 (1,4 га).
Предоставление ЗАО "Соцпромстрой" земельных участков, общей площадью 1,4 га, специально для размещения имущественного комплекса растворобетонного узла согласовано администрацией, с участием прочих уполномоченных государственных органов в пределах их компетенции. Также согласован проект границ земельного участка, общей площадью 1,4 га, подлежащий предоставлению ЗАО "Соцпромстрой", что подтверждается представленными обществом в материалы дела:
- материалами землеустроительного дела по выбору земельного участка, общей площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" из земель, находящихся в ведении администрации, Южная промзона, для размещения растворобетонного узла 2005 года;
- письмом ЗАО "Соцпромстрой" главе Одинцовского района Гладышеву А.Г. от 01.09.2004 исх. N 328 о разрешении выделения земельного участка, площадью 1,4 га, под размещение растворобетонного узла;
- заключением Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского района от 19.10.2004 N 2378 о предоставлении ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 1,4 га, для размещения растворобетонного узла;
- распоряжением Главы Одинцовского района Московской области от 08.02.2005 N 114-Р о выборе земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла;
- актом выбора земельного участка от 21.02.2005, согласно которому комиссия в составе заместителя Главы Администрации по землепользованию, экологии и природопользованию Одинцовского района; начальника отдела по Одинцовскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости Московской области; начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского района - главного архитектора; государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Московской области; главного врача Одинцовского ЦГСЭН, начальника ОПО Одинцовского района, директора ТУ-4 Центрального филиала ОАО "Ростелеком", директора МУП "Одинцовская электросеть" и генерального директора ЗАО "Соцпромстрой", считает возможным согласовать выбор земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона - с приложением проекта отвода земельного участка;
- санитарно-эпидемиологическим заключением от 22.03.2005 N 50.31.05.000.Т.05381.05.05 о соответствии материалов по выбору земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- заключением Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского района по выбору земельного участка от 01.04.2005 N 69 о согласовании выбора земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона - с приложением ситуационного плана испрашиваемого участка;
- заключением Отдела государственного пожарного надзора по Одинцовскому району от 16.05.2005 N 1243-2-3 о согласовании выбора земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона;
- актом от 06.06.2005 N 581/с-з по обследованию земельного участка ГУ "Мособлводхоз" - о согласовании выбора земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона;
- актом от 04.07.2005 N 7/278 обследования земельного участка под размещение объекта Росприроднадзора по Московской области - в отношении земельного участка, площадью 1,4 га, для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона;
- письмом о согласовании материалов выбора земельного участка Управлением Ростехнадзора по Московской области от 15.07.2005 N 12исх/14/16 в отношении земельного участка, площадью 1,4 га, для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона;
- заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования размещения растворобетонного узла от 02.09.2005 N 02-ЭЭ-90518-05 о соответствии материалов выбора земельного участка, площадью 1,4 га, для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона требованиям законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рекомендации к дальнейшему проектированию, а также приказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области от 02.09.2005 N 2762-Э об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
- письмом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Московской области от 23.09.2005 N 24/1895 относительно заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования размещения растворобетонного узла от 02.09.2005 N 02-ЭЭ-90518-05 как окончательного и достаточного для оформления и предоставления земельного участка ЗАО "Соцпромстрой".
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы Одинцовского района Московской области от 08.12.2005 N 3683 утверждены материалы согласования выбора, в том числе акт выбора и проект границ земельного участка, площадью 1,4 га, ЗАО "Соцпромстрой" для размещения растворобетонного узла в г. Одинцово, Южная промзона.
По вопросу выделения ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 1,4 га, для строительства растворобетонного узла проведены публичные слушания, что подтверждается постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 09.04.2007 N 131 о назначении публичных слушаний, протоколом публичных слушаний от 23.05.2007, а также заключением о положительных результатах публичных слушаний.
На основании вышеуказанной документации ЗАО "Соцпромстрой" выступило застройщиком при строительстве растворобетонного узла и складских помещений с инженерной инфраструктурой.
Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области вынесено постановление от 13.07.2007 N 1803 о предоставлении ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:151, площадью 1.400 кв.м, под размещение складских помещений для растворобетонного узла.
На основании постановления от 13.07.2007 N 1803 между муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" в лице КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ЗАО "Соцпромстрой" заключен договор от 22.10.2007 N 2076 аренды земельного участка.
Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области вынесено постановление от 11.10.2007 N 2864 о предоставлении ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:156, площадью 4.800 кв.м, для строительства растворобетонного узла.
На основании постановления от 11.10.2007 N 2864 между муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" в лице КУМИ и ЗАО "Соцпромстрой" заключен договор от 05.02.2008 N 2129 аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:156, площадью 4.800 кв.м, для строительства растворобетонного узла.
МУП "Архитектуры и градостроительства г. Одинцово и пригородной зоны" разработано градостроительное заключение по размещению растворобетонного узла и складских зданий от 26.03.2008 N 18, утвержденное главным архитектором муниципального образования Одинцовского района.
Согласно градостроительному заключению на общей ориентировочной площади до 1,54 га (включает 0,62 га земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:151 и 50:20:0030206:156, а также 0,92 га перспективная застройка) предусмотрено размещение растворобетонного узла и складских зданий. Также указано, что размещение растворобетонного узла и складских зданий с объектами инженерной инфраструктуры в Южной промзоне г. Одинцово на земельном участке 1,54 га полностью отвечает градостроительным требованиям к формированию застройки Южной промзоны г. Одинцово.
По градостроительному заключению получено положительное заключение ГУП МО "НИиПИ градостроительства" от 16.04.2008 N 15/394-1130.
Письмом от 27.08.2008 N 2.23/7067юр Управлением земельных ресурсов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области согласован проект границ земельного участка, площадью 0,92 га, подлежащего предоставлению дополнительно к земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030206:151 и 50:20:0030206:156. Проект границ указанного земельного участка для размещения растворобетонного узла согласован руководителем Администрации Одинцовского муниципального района, заместителем главы Администрации по землепользованию, экологии и природопользованию Одинцовского муниципального района, начальником управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района - главным архитектором и главой городского поселения Одинцово.
Постановлением главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12.03.2009 N 150 утвержден Единый градостроительный план земельных участков (с кадастровыми номерами 50:20:0030206:151 и 50:20:0030206:156).
В соответствии с данными документами на указанных земельных участках предусмотрено строительство имущественного комплекса, состоящего из административного здания, растворо-смесительного узла, бетонно-смесительного узла и складских зданий с объектами инженерной инфраструктуры, также предусмотрена перспектива развития на площади 0,92 га. Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района ЗАО "Соцпромстрой" выдано единое разрешение на строительство от 13.03.2009 N RU50511105-6 - на строительство растворобетонного узла и складских зданий с инженерной инфраструктурой. На земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:156, площадью 4.800 кв.м, завершено строительство первой очереди растворобетонного узла с инженерной инфраструктурой.
Администрацией городского поселения Одинцово выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 10.12.2009 N RU50511105-1174 вновь построенного объекта капитального строительства - первой очереди растворобетонного узла с инженерной инфраструктурой. Разрешение на ввод в эксплуатацию от 10.12.2009 N RU50511105-1174 утверждено постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 10.12.2009 N 1174. Также Администрацией городского поселения Одинцово выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 18.04.2012 N RU50511105-351 вновь построенного объекта капитального строительства - газопровода высокого и среднего давления для растворобетонного узла и складских зданий с инженерной инфраструктурой. Разрешение на ввод в эксплуатацию от 18.04.2012 N RU50511105-351 утверждено постановлением Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 18.04.2012 N 351.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 08.06.2012 N 142 согласовано использование земельного участка, площадью 0,92 га, занятого сооружениями, принадлежащими ЗАО "Соцпромстрой" на праве собственности, для размещения и обслуживания растворобетонного узла, а также ситуационный план указанного земельного участка.
На основании статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации между КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области и ЗАО "Соцпромстрой" заключен договор от 16.10.2020 N 2865/2020 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:156, площадью 0,48 га.
В дальнейшем Министерством жилищной политики Московской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 17.11.2020 N RU50-20-16980-2020 в отношении склада для хранения готовой продукции растворобетонного узла со встроенной котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030206:151, площадью 0,14 га.
Впоследствии, между КУМИ Администрации Одинцовского городского округа Московской области и ЗАО "Соцпромстрой" заключен договор от 12.04.2021 N 2899/2021 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:151, площадью 0,14 га.
Судам представлено заключение Мособлархитектуры N СИ-СМЭВЗ204401062 с приложением графических материалов.
Таким образом, суды указали, что из общей площади земельных участков 1,4 га, согласованных к предоставлению ЗАО "Соцпромстрой" для размещения имущественного комплекса растворобетонного узла, земельные участки, общей площадью 0,62 га, находятся в собственности ЗАО "Соцпромстрой", а земельный участок, площадью 0,76 га, подлежит образованию для дальнейшего оформления имущественных прав ЗАО "Соцпромстрой".
Также судами установлено, что в заключении специалиста от 01.06.2022 (стр. 22) и в заключении специалиста от 22.11.2023 (стр. 36) содержится схема функциональных связей между производственными объектами имущественного комплекса. На данной схеме специалистом наглядно отражено местоположение всех зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке (включая испрашиваемый земельный участок), необходимом для размещения имущественного комплекса растворобетонного узла, а также функциональная и технологическая взаимосвязь между объектами, участвующими в едином производственном процессе.
Помимо инженерных сетей непосредственно на испрашиваемом земельном участке расположены следующие объекты:
- узел промывки песка, S = 73 кв.м;
- открытая площадка под стоянку спецтехники, S = 365 кв.м;
- площадка для хранения сырья (сыпучих материалов), S = 725 кв.м;
- площадка для хранения сырья (сыпучих материалов), S = 1.570 кв.м.
- пескосеялка (зона для просеивания песка), S = 167 кв.м;
- путепроводы, предназначенные для движения автобетоносмесителей (обозначены на схеме зеленым цветом);
- путепроводы, для движения тонаров с готовой продукцией (обозначены на схеме синим цветом);
- путепроводы, предназначенные для перемещения погрузочной техники (обозначены на схеме коричневым цветом).
Расчет площади земельного участка, необходимого для размещения вышеперечисленных объектов, произведен в заключении от 01.06.2022 N 01.06-22- 1422Э (страница 25 заключения).
В заключении специалиста указано, что значение нормативного размера земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации имущественного комплекса растворобетонного узла, сформированного с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам, составляет 13.843 кв.м.
Учитывая, что в собственности ЗАО "Соцпромстрой" находятся земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151, размер земельного участка, необходимого для дальнейшего использования и эксплуатации имущественного комплекса растворобетонного узла составляет: 13.843 кв.м - 6.200 кв.м = 7.643 кв.м
Площадь 7.643 кв.м земельного участка, подлежащего образованию в соответствии с заключением от 01.06.2022 N 01.06-22-1422Э, прежде всего, необходима в соответствии с действующими нормами законодательства и положениями Свода правил СП 18.13330.2019 "Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка" (актуализированная редакция СНиП II-89-80*), Утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.09.2019 N 544/пр и введенного в действие с 18.03.2020 (далее - СП 18.13330.2019).
Специалистом установлено, что земельный участок, площадью 7.643 кв.м, подлежащий образованию, находится в функциональной зоне П "Производственная зона", что соответствует прямому назначению предприятия.
Требованиями СП 18.13330.2019 установлено, что на территории промышленных зон (районов) преимущественно размещаются промышленные предприятия и связанные с ними вспомогательные и обслуживающие объекты, а также объекты энергетики, крупные гаражи, автобазы, склады, железнодорожные подъездные пути и грузовые станции, причалы и другие транспортные и инженерные сооружения.
Соответственно, суды правомерно указали, что расположение земельного участка площадью 7.643 кв.м, подлежащего образованию, который по своему назначению является связующим между участками с кадастровыми номерами 50:20:0030206:156 и 50:20:0030206:151 и расположенными на них зданиями, соответствует требованиям, установленным генеральным планом г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 15.12.2021 N 12/31, Правилами землепользования и застройки Одинцовского городского округа Московской области, и СП 18.13330.2019 "Производственные объекты планировочная организация земельного участка" (актуализированная редакция СНиП II89-80*).
Как обоснованно заключили суды, учитывая функционально-технологические зоны и планировочную (пространственную) организацию территории предприятия, связующую функцию расположенных на нем линейных объектов, отсутствие возможности их иного размещения, расположения на нем вспомогательных объектов, путепроводов для движения автотранспорта и спецтехники, участвующих в производственном процессе, что участок площадью 7.643 кв.м, подлежащий образованию, необходим для обеспечения производственной деятельности комплекса растворобетонного узла и обслуживания инженерных сетей.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что представленная обществом схема границ соответствует чертежу красных линий, представленных Мособлархитектурой.
Судами из представленных документов установлено, что испрашиваемый земельный участок не расположен в зоне планируемого размещения линейного объекта, также не расположен в границах красных линий - от указанной зоны испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии 216,88 м.
В пункте 6 сводной информации, представленной Мособлархитектурой, указано, что испрашиваемый земельный участок частично пересекается с зоной, на которую разработан ППТ, а именно: частично расположен в зоне планируемого размещения линейных объектов, подлежащих переносу (переустройству) из зон планируемого размещения линейных объектов (наглядно представлено на последней странице выкопировки).
Из заключения Мособлархитектуры следует, что отсутствуют обстоятельства, являющиеся, в соответствии с действующим законодательством, основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о соответствии всей информации, содержащейся в представленных обществом документах, общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН, и, соответственно, о незаконности оспариваемого решения администрации по изложенным в нем основаниям и нарушении им прав и законных интересов общества.
Доводы администрации о том, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций, обоснованно отклонены судами.
Согласно пункту 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, пока арендатор не построит основной объект, он не может выкупить публичную землю без торгов. Арендатор сам решает, в какой очередности возводить объекты на участке. Однако постройки только вспомогательных объектов недостаточно для выкупа (даже если права на них зарегистрированы).
Верховный Суд Российской Федерации указал, что выкуп земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов лицом, имеющим в собственности здание (сооружение), правомерно возведенное на данном участке, обусловлен необходимостью обслуживания и использования такого объекта по назначению.
Приобретение такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе возможно только после окончания строительства основного объекта.
Верховный Суд Российской Федерации также отметил, что из совокупного анализа пунктов 2 и 3 части 17 статьи 51 и части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому такое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, как обоснованно указано судами, линейные сооружения общества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, являются самостоятельными объектами недвижимости и не относятся к вспомогательным (как не относящиеся к сооружениям пониженного уровня ответственности, построены и введены в эксплуатацию на основании разрешительной документации).
Также суды обоснованно отметили, что все объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18а, и принадлежащие обществу на праве собственности, образуют единый имущественный комплекс растворобетонного узла, который состоит из построенных и введенных в эксплуатацию многочисленных зданий и сооружений (не только линейных).
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков под этими объектами, реализуемое без проведения торгов. Определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на нем здания или сооружения, притом что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны - данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 N 935-О; определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2015 N 46-АПГ15-23; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 6811/09 по делу N А51-6986/08).
Довод администрации относительно того, что предоставление земельного участка под объектами: самотечная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:377, наружный водопровод с кадастровым номером 50:20:0030206:324, ливневая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:393, напорная хозяйственно-бытовая канализация с кадастровым номером 50:20:0030206:376, сеть горячего водоснабжения с кадастровым номером 50:20:0030206:375, теплосеть с кадастровым номером 50:20:0030206:362, газопровод среднего давления с кадастровым номером 50:20:0040201:734, газопровод высокого давления с кадастровым номером 50:20:0000000:295344, действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для их размещения не требуется разрешение на строительство, следовательно, они могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций как противоречащие приведенным выше положениям и установленным фактическим обстоятельствам.
Более того, как указали суды, администрацией не приведено каких-либо оснований для необходимости установления сервитута, а также возможности предоставления испрашиваемого земельного участка иным лицам, без нарушения прав общества, либо на возможность присоединения к линейным объектам общества дополнительных абонентов.
Доводы администрации относительно необходимости подачи заявления о перераспределении земель правомерно отклонены судами, поскольку администрация не учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами не установлено каких-либо обстоятельств, позволяющих обществу разрешить вопрос о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о признании незаконным и отмене решения администрации от 07.10.2022 N Р001-7615527001-64292741 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд указал, что в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общество просило обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "Соцпромстрой" земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указанием на утверждение схемы его расположения на основании заявления ЗАО "Соцпромстрой" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2022 исх. N 487.
Суд первой инстанции с учетом допущенного администрацией нарушения счел надлежащим способом восстановления нарушенных прав общества - возложение обязанности на администрацию повторно рассмотреть заявление ЗАО "Соцпромстрой" от 29.09.2022 исх. N 487 о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом суд первой инстанции, с учетом норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что судебные акты арбитражных судов не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Апелляционный суд не согласился с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан без учета разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), в соответствии с которым, признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, согласно которым суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В постановлении от 15.12.2022 N 55-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что право на судебную защиту включает в себя гарантированную государством возможность получить реальную судебную защиту (эффективное восстановление в правах, одним из факторов которого является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц).
Признав незаконным решение органа, наделенного публичными полномочиями, суд может как указать на необходимость принятия им конкретного решения либо совершения определенного действия, так и самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение. При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения суд, с одной стороны, имеет в виду наиболее полную и результативную защиту прав и законных интересов граждан, а с другой - неприемлемость ситуации, когда такой выбор ведет к неопределенно долгому лишению обратившегося за судебной защитой возможности удовлетворения своих законных притязаний.
Определение способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя зависит от установленных судом фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет его дискреции. Во всяком случае, избираемый способ связан требованиями законности, обоснованности и мотивированности принятого судебного акта.
Судами установлены все обстоятельства, служащие основанием спорных материальных правоотношений.
В частности, судами рассмотрены не только те основания для отказа в предоставлении государственной услуги, которые указаны в данном правовом акте, но также и все иные возможные основания для отказа, на которые ссылалась администрация при первом и втором рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции, в том числе, аргументы администрации об отсутствии у общества права на приобретение испрашиваемого земельного участка, а также о том, что данный земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд отметил, что в целях всестороннего исследования фактических обстоятельств в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечена Мособлархитектура, то есть субъектный состав участвующих в деле лиц являлся достаточным для установления всех обстоятельств конкретного дела.
При этом апелляционный суд указал, что Мособлархитектурой в материалы дела предоставлено заключение N СИ-СМЭВЗ-204401062 в полном объеме с приложением графических материалов, на основании которого суды установили, что ограничений для предоставления земельного участка не имеется.
Также судам представлено два заключения специалиста, не оспоренных администрацией:
- заключение ООО "Центр Судебных Экспертиз" от 01.06.2022 N 01.0622-14225 "Об определении нормативного размера земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации имущественного комплекса растворобетонного узла, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. Южная, д. 18а", в котором определена площадь земельного участка, подлежащего образованию для функционирования имущественного комплекса растворо-бетонного узла, с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам, а также с учетом местоположения земельных участков, находящихся в собственности ЗАО "Соцпромстрой" (7.643 кв.м), также представлена схема границ земельного участка, подлежащего образованию (страница 27 заключения специалиста от 01.06.2022);
- заключение от 01.06.2022 N 07.1123-1510/Э об определении функционального назначения земельного участка, площадью 7.643 кв.м, подлежащего образованию в соответствии с заключением от 01.06.2022 N 01.06-22-14229, функционального назначения и места расположения каждого из линейных объектов (инженерных сетей) на территории имущественного комплекса растворо-бетонного узла (в дополнение к заключению от 01.06.2022 N 01.06-22-1422Э) от 22.11.2023.
Обществом предоставлен судам полный комплекс градостроительной, разрешительной и технической документации относительно имущественного комплекса и его элементов.
С учетом того, что при повторном рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (пункт 26 Постановления N 21), суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в настоящем случае возможности принятия какого-либо иного решения администрацией фактически исчерпаны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что испрашиваемый обществом способ восстановления нарушенного права (обязание принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность общества земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указанием на утверждение схемы его расположения) согласуется с установленными обстоятельствами дела, способствует балансу частных и публичных прав и законных интересов и должен быть применен своевременно.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка исх. N 487 подано обществом в администрацию 29.09.2022 (то есть более полутора лет назад), апелляционный суд обоснованно указал, что дальнейшее обязание администрации повторно рассмотреть заявление не соответствует требованию своевременной защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права не будет соответствовать такой защите, а лишь породит наличие нового судебного разбирательства, что с учетом времени рассмотрения настоящего дела не способствует эффективному восстановлению нарушенных прав общества, на что указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.12.2022 N 55-П.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в данной части правомерно изменено судом апелляционной инстанции с указанием на возложение на администрацию обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность общества земельного участка, площадью 7.643 кв.м, с указанием на утверждение схемы его расположения, на основании заявления ЗАО "Соцпромстрой" о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2022 исх. N 487.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, способных повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2024 года в неизмененной части и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2024 года по делу N А41-91219/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Одинцовского городского округа - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2024 года и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2024 года по делу N А41-91219/22, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2024 года.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, необходимого для функционирования имущественного комплекса. Суд установил, что все представленные документы соответствуют официальным данным, и возложил на администрацию обязанность принять решение о предоставлении участка в собственность. Кассационная жалоба администрации была отклонена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2024 г. N Ф05-21319/23 по делу N А41-91219/2022
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21319/2023
10.04.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4371/2024
05.02.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91219/2022
17.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21319/2023
12.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10739/2023
21.04.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91219/2022