Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 марта 2008 г. N Ф10-169/08 по делу N А48-1699/07-11
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2008 г. N А48-1699/07-11
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Х.Д.Н. - нач. юр. отд. Орловско-Курского отделения (дов. от 11.12.07 N НЮ-3-15/905, пост.); от Администрации г. Орла - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от третьего лица Территориального управления Министерства имущества России "Агентство федерального имущества по г. Москве" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ОАО "РЖД" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.07 по делу N А48-1699/07-11, установил:
ОАО "РЖД" в лице Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО "РЖД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации г. Орла (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от приема в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, указанных в перечне объектов, находящихся на забалансовых счетах Общества и обязании осуществить указанные действия.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.07.07 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.07 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда.
Как видно из материалов дела, письмом от 02.05.06 N 264 Общество обратилось к Администрации с просьбой принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, осуществляющие: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение жилых домов, находящихся в муниципальной собственности.
Письмом от 05.09.06 N 552 Общество просило Администрацию рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность объектов, осуществляющих теплоснабжение и газоснабжение жилых домов, находящихся в муниципальной собственности: теплотрасса к ж.д. N 44 по ул. М.; теплотрасса к ж.д. N 38, N 40, N 42 по ул. П.; газопровод к ж.д. N 11 по М. шоссе; газопровод к ж.д. N 4 по Н. шоссе.
Администрация сообщила о необходимости совместно с предприятиями, принимающими в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения, произвести их обследование, и при отсутствии разногласий между передающей и принимающей стороной издать соответствующее постановление.
27 ноября 2006 Общество обратилось к Администрации с письмом N НОД 06/07-239 о содействии в принятии в муниципальную собственность объектов в кратчайшие сроки, поскольку предприятия, принимающие в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения, отказали в обследовании объектов ввиду отсутствия постановления администрации г. Орла о передаче данных объектов в муниципальную собственность.
На данное обращение Администрация письмом от 12.12.06 N 2/8380и сообщила, что проект постановления о принятии в муниципальную собственность сетей инженерно-технического обеспечения подготовлен; для продолжения работ необходимо представить требуемые документы в соответствии с Положением "О порядке принятия в муниципальную собственность г. Орла государственной и других форм собственности объектов жилищного фонда, а также объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, социального обеспечения, инженерных сооружений, сетей и коммуникаций", утвержденным Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 26.06.03 N 35/419-ГС и обратиться в администрацию города для согласования проекта постановления; после чего совместно с предприятиями, принимающими в хозяйственное ведение сети инженерно-технического обеспечения, произвести их обследование и подготовить проект договоров на финансирование затрат.
Общество, посчитав указанное бездействие Администрации нарушающим требования действующего законодательства, его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "РЖД" (далее - Постановление от 18.09.03 N 585) было учреждено Открытое акционерное общество "РЖД".
Пунктом 7 Постановления от 18.09.03 N 585 указано Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации: утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации во исполнение п. 7 Постановления от 18.09.03 N 585 издали Распоряжение от 08.04.04 N 1499-р/110а/Т-92р, которым утверждены перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, но подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность (п. 1 распоряжения).
В соответствии с п. 3 данного Распоряжения Территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием открытого акционерного общества "РЖД" необходимо осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению N 1 к распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Обязанность Администрации принять в муниципальную собственность коммунально-бытовые объекты, находящиеся в федеральной собственности без учета отмененных нормативно-правовых актов возникла на основе п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.04 N 122-ФЗ), согласно которому перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 ст. 154 Закона от 22.08.04 N 122-ФЗ также предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество не представило в Администрацию необходимые для принятия спорного имущества в муниципальную собственность документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.06 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах судом сделан правильный вывод о несоблюдении Обществом порядка обращения к органу, принимающему федеральное имущество в муниципальную собственность, в связи с чем со стороны Администрации, исполнявшей требования законодательства, связанные с процедурой приема имущества в собственность, отсутствует какое-либо бездействие.
Кроме того, судом учтено, что при обращении Общества в Администрацию с просьбой принять недвижимое имущество в муниципальную собственность, заявитель не конкретизировал объекты, подлежащие передаче, в связи с чем не имеется оснований для обязания принять в собственность имущество, указанное в заявлении по настоящему делу.
Доказательств, подтверждающих факт уклонения Администрации от принятия в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, указанных в перечне объектов, находящихся на забалансовых счетах Общества не представлено.
Довод Общества о том, что спорное имущество в силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит передаче в муниципальную собственность является правомерным, однако, не снимает с заявителя возложенной на него обязанности по соблюдению установленной законом процедуры передачи имущества Администрации, указанной выше.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требования Общества о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от приема в муниципальную собственность инженерных сооружений и коммуникаций к жилым домам в г. Орле, указанных в перечне объектов, находящихся на забалансовых счетах Общества.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.07.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.07 по делу N А48-1699/07-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество не представило в Администрацию необходимые для принятия спорного имущества в муниципальную собственность документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.06 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
...
Довод Общества о том, что спорное имущество в силу положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" подлежит передаче в муниципальную собственность является правомерным, однако, не снимает с заявителя возложенной на него обязанности по соблюдению установленной законом процедуры передачи имущества Администрации, указанной выше."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2008 г. N Ф10-169/08 по делу N А48-1699/07-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании