• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2024 г. N Ф05-12460/24 по делу N А40-169091/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 12, 15, 309, 310, 401, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктами 2.1, 2.3, 2.7, 2.10, 2.11, 2.14, 2.16, 3.1, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. от 18 марта 2020 года, принимая во внимание, что акты-рекламации формы ВУ-41-М являются итоговыми документами, определяющими причины возникнoвeния дефектов, а также предприятия, виновные в возникновении данных дефектов, учитывая, что регламентом предусмотрено, что вагоноремонтные предприятия самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагонов и в суточный срок с момента отрепки вагона информируют телеграммой руководителей депо о своем участии в расследовании, отметив, что гражданское законодательство не содержат норм, запрещающих составлять акты - рекламации в одностороннем порядке ответственными работниками депо, пунктов технического обслуживания и пунктов отцепочного ремонта, производящими работы по устранению недостатков, появившихся в результате эксплуатации вагонов после проведения текущего их ремонта иным вагоноремонтным предприятием без вызова представителя указанного предприятия, учитывая, что составление рекламационных актов в одностороннем порядке OAO "РЖД" с участием специализированной организации - эксплуатационного вагонного депо является правомерным, на основании вышеизложенного ответственность и виновность несут вагоноремонтные предприятия, принимая во внимание, что согласно проведенным расследованиям и акту рекламации N 345 причиной неисправности послужило "при текущем ремонте вагона выявлен суммарный зазор между задними упорами и П/А более 5 мм (течь эластомерной массы), нарушение пункта 2.2.34 а) инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог", устранение дефекта подлежит в АО "ВРК-1", ответственность отнесена за ООО "ЛЛМЗ-КАМАХ", капитальный ремонт был проведен 26 апреля 2021 года в АО "ВРК-1", следовательно, расследование причин отцепки вагона в ремонт проведено согласно требованиям регламента и установлена истинная причина неисправности по вине истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу об отказе удовлетворении исковых требований.

Кроме того, руководствуясь положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", установив, что регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы устанавливает порядок расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, при этом, сам по себе акт-рекламация, является средством фиксации расследования причин возникновения неисправности грузового вагона и не обладают признаками ненормативного акта, суды пришли к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Отклоняя доводы истца о том, что акт рекламации является ненормативным правовым актом, которым определяется вина лица, не привлеченного к участию в комиссии и расследовании, что в дальнейшем является основанием для взыскания убытков, связанных с отцепкой спорного вагона в ТОР через суд, у организации, признанной виновной с заключением акта-рекламации ВУ-41-М, имеется право рассмотреть разногласия в соответствии с законодательством Российской Федерации, апелляционный суд указал, что ответчик не наделен федеральным законом государственными или иными публичными полномочиями, поскольку является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки груза по железной дороге и ремонт железнодорожных вагонов, при этом, оспоренный истцом акт рекламации не является ненормативным правовым актом и не направлен на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не ограничивает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов при обнаружении неисправности вагонов, а также предприятие, виновное в возникновении данных дефектов.

Таким образом, самостоятельное предъявление требования об отмене акта рекламации без предъявления материально-правового требования, согласующегося со способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустимо."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2024 г. N Ф05-12460/24 по делу N А40-169091/2023