• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2024 г. N Ф05-14014/24 по делу N А40-256810/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В обоснование заявленных требований было указано, что в ходе исполнения контракта ООО "Ариус" был причинен ущерб ГБУ г. Москвы "Жилищник района Куркино" на общую сумму 1.418.500 руб.

Так, истец указал, что нарушение ООО "Ариус" требований ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", связанное с ненадлежащим исполнением работ в рамках государственного контракта на выполнение работ на объекте благоустройства "Парк Четыре Стихии", расположенном по адресу: г. Москва, СЗАО, Детский парк мкр 3 Куркино, от 19.04*2019 N 0173200001419000220, повлекло причинение бюджету города Москвы ущерба в связи с получением ответчиком денежных средств за фактически невыполненные работы. Согласно иску, исходя ч. 1, 4 ст. 1 ГК РФ и п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", действия (бездействие) ООО "Ариус" в качестве участника правоотношений по исполнению обязательств, возлагаемых на него ст. 94 Закона о контрактной системе, является недобросовестным, что подтверждается результатами проведенной КСП Москвы проверки, на основании которых в связи с хищением бюджетных денежных средств Тушинским МРСО ГСУ СК России 26.07.2022 было возбуждено уголовное дело N 12202450021000057 по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, который был удовлетворён, что подтверждается постановлением по делу. При этом суд в обжалуемом постановлении, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 702, 1102 ГК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетным кодексом Российской Федерации, правомерно исходил из того, что ответчиком были получены денежные средства за фактически не выполненные работы, в связи с чем оснований для удержания спорной суммы не имелось, а поэтому с ответчика обоснованно были взысканы денежные средства за фактически невыполненные работы в рамках государственного контракта в размере 1.418.500 руб.

Кроме того, отклоняя доводы ответчика о применении положений о пропуске срока исковой давности, апелляционный суд верно указал следующее. Так, согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, то течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 разъяснено, что при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (в том числе в случае, предусмотренном статьей 52 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. В этой связи само по себе подписание акта от 05.09.2019 в отсутствие каких-либо замечаний к объему и качеству выполненных работ не лишает права заказчика в последующем предъявить данные требования к исполнителю, в том числе, в пределах гарантийного срока. Кроме того, условиями государственного контракта (пункты 5.1.6, 7.12) установлено, что результаты проверки контрольных органов, которой установлены факты выполнения работ не в полном объеме и/или завышения их стоимости являются основанием для возврата подрядчиком заказчику излишне уплаченных денежных средств. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы", Контрольно-счетная палата Москвы является органом внешнего государственного финансового контроля, созданным Московской городской Думой в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы и ей подотчетным. Для осуществления контроля за формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы КСП Москвы обладает полномочиями по контролю за правомерностью и эффективностью управления собственностью города Москвы. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона города Москвы от 30.06.2010 N 30, одной из основных задач КСП Москвы является контроль правомерности, результативности и эффективности исполнения бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы. Документацией по проведению открытого аукциона в электронной форме N0173200001419000220 на выполнение работ по благоустройству территории по адресу: г. Москва, СЗАО, Детский парк мкр. 3 Куркино установлено, что для финансирования указанной закупки выделены денежные средства на выполнение государственного задания при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Учреждения: КФО 4 - деятельность по выполнению государственного (муниципального) задания, в соответствии с пунктом 21(1) Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (приложение N 2)."