г. Москва |
|
11 июля 2024 г. |
Дело N А41-27746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
от заявителя: Петрова Алексея Андреевича - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьего лица: публичного акционерного общества "Совкомбанк" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 4 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Петрова Алексея Андреевича
на решение от 25 декабря 2023 года
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 22 марта 2024 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А41-27746/2023
по заявлению Петрова Алексея Андреевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Московской области
при участии в деле третьего лица: публичное акционерное общество "Совкомбанк"
об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном
правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
Петров Алексей Андреевич (далее - заявитель, Петров А.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребназора Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным определения об отказе в возбуждении административного дела в отношении публичного акционерного общества "Совкомбанк" (далее - ПАО "Совкомбанк") от 29 марта 2023 года.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Совкомбанк".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Петров А.А. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21 марта 2023 года Петров А.А. обратился с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Московской области на действия ПАО "Совкомбанк" в части включения в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителя, не доведения до потребителя необходимой информации, а также ввода в заблуждение.
По итогам рассмотрения Ногинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Московской области жалобы Петрова А.А. было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 марта 2023 года по части 1 статьи 14.7, части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) со ссылкой на отсутствие состава административного правонарушения.
Полагая, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является незаконным и нарушает права и законные интересы Петрова А.А., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями КоАП РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пришли к выводу о соответствии оспариваемого определения закона, поскольку в действиях ПАО "Совкомбанк" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7, частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права, с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу положений части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 16 части 4 статьи 5 Закона N 353-ФЗ кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") должна размещаться следующая информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа): информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита (займа), а также информация о возможности заемщика согласиться с заключением таких договоров и (или) оказанием таких услуг либо отказаться от них.
Пункты 9, 15 части 9 статьи 5 Закона N 353-ФЗ устанавливают, что индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя следующие условия:
- указание о необходимости заключения заемщиком иных договоров, требуемых для заключения или исполнения договора потребительского кредита (займа);
- услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) (при наличии), их цена или порядок ее определения (при наличии), а также подтверждение согласия заемщика на их оказание.
При этом, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в таком заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления N 336.
Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления N 336.
Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
При этом в силу пункта 9 Постановления N 336, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Суды первой и апелляционной инстанции указали, 5 июля 2022 года между Петровым А.А. и ПАО "Совкомбанк" был заключен кредитный договор N 5783887898 для получения денежных средств на приобретение автомобиля, а 2 октября 2023 года Петров А.А. внес платежи в банк по погашению суммы кредитных обязательств и получил от банка справку о закрытии счета.
Судами также установлено, что заявитель в обоснование своих доводов ссылался на то, что при заключении кредитного договора ПАО "Совкомбанк" не довело заявителю информацию о предоставляемых дополнительных услугах, в частности: об оплате заемщиком денежных средств в виде комиссии за карту, об оплате заемщиком комиссии за услугу "назначить свою ставку 4", о заключении заемщиком договора КАСКО со СПАО "Ингосстрах", о страховании жизни заемщика в ООО "СОЛО", и он как заемщик не давал согласия на получения указанных услуг и заключении договоров, при подписании им кредитного договора, и Петров А.А. на этом основании полагал, что ПАО "Совкомбанк" включил в договор условия, ущемляющие права потребителя, а также ввело в заблуждение относительно приобретаемых услуг.
Вместе с тем, проанализировав фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении административный орган в резолютивной части оспариваемого определения правомерно указал на отсутствие достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения (подпункт 1.1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ).
Кроме того, указанный вывод административным органом сделан с учетом того, что постановлением N 336 введен запрет на возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Доводы кассационной жалобы Петрова А.А., были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Петрова А.А. с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 года по делу N А41-27746/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что заявитель в обоснование своих доводов ссылался на то, что при заключении кредитного договора ПАО "Совкомбанк" не довело заявителю информацию о предоставляемых дополнительных услугах, в частности: об оплате заемщиком денежных средств в виде комиссии за карту, об оплате заемщиком комиссии за услугу "назначить свою ставку 4", о заключении заемщиком договора КАСКО со СПАО "Ингосстрах", о страховании жизни заемщика в ООО "СОЛО", и он как заемщик не давал согласия на получения указанных услуг и заключении договоров, при подписании им кредитного договора, и Петров А.А. на этом основании полагал, что ПАО "Совкомбанк" включил в договор условия, ущемляющие права потребителя, а также ввело в заблуждение относительно приобретаемых услуг.
Вместе с тем, проанализировав фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении административный орган в резолютивной части оспариваемого определения правомерно указал на отсутствие достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения (подпункт 1.1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2024 г. N Ф05-13915/24 по делу N А41-27746/2023
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13915/2024
22.03.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2229/2024
25.12.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-27746/2023
19.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11954/2023