г. Москва |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А40-202009/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Специализированный
застройщик "Тирон" - Хомяков А.С., представитель по доверенности от 16 августа 2023 года;
от заинтересованного лица: Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Котов С.А., представитель по доверенности от 15 декабря 2023 года;
от третьих лиц: акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково" - Цымбал С.В., представитель по доверенности от 20 июня 2024 года;
Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 3 июля 2024 года в судебном заседании кассационные жалобы
Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково" и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация)
на решение от 8 декабря 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 5 марта 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-202009/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный
застройщик "Тирон"
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
третьи лица: акционерное общество "Международный аэропорт "Внуково";
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
о признании незаконным действия.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Тирон" (далее - заявитель, ООО "Тирон") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным действия Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в части включения в пункт 5 Градостроительного плана земельного участка N РФ-77-4-59-3-52-2023-4148-0 от 27 июня 2023 года сведений о том, что земельный участок расположен в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с высотными ограничениями в абсолютных отметках 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.; о признании недействительным Градостроительного плана земельного участка N РФ-77-4-59-3-52-2023-4148-0 от 27 июня 2023 года в части в части включения в пункт 5 сведений о том, что земельный участок расположен в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с высотными ограничениями в абсолютных отметках 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.; об обязании Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы подготовить, утвердить и выдать ООО "Тирон" Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:17:0110205:17424 без указания информации о его нахождении в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с высотными ограничениями в абсолютных отметках 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Международный аэропорт "Внуково" (далее - АО "Международный аэропорт "Внуково"), Федеральное агентство воздушного транспорта (далее - Росавиация).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 8 декабря 2023 года, требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Мосархитектуры в части включения в пункт 5 Градостроительного плана земельного участка N РФ-77-4-59-3-52-2023-4148-0 от 27.06.2023 сведений о том, что земельный участок расположен в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с высотными ограничениями в абсолютных отметках 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.
Признан недействительным Градостроительный план земельного участка N РФ-77-4-59-3-52-2023-4148-0 от 27 июня 2023 года в части включения в пункт 5 сведений о том, что земельный участок расположен в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с высотными ограничениями в абсолютных отметках 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.
Суд обязал Мосархитектуру в течение месяца с даты вступления решения в законную устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Тирон" в установленном порядке путем утверждения и выдачи заявителю Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 77:17:0110205:17424 без указания информации об его нахождении в границах секторов 4.1.13 и 4.1.14 с предельными абсолютными высотами 240,3-244,7 и 244,7-249,0 м.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2024 года решение суда оставлено без изменения.
Мосархитектура, в поданной кассационной жалобе, не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. Не дана оценка доводам Москомархитектуры о неверном применении судом первой инстанции статьи 44 ГрК РФ и необходимости применения положений статьи 57.3 ГрК РФ. Выводы судов о том, что приаэродромная территория аэродрома Москва (Внуково) не установлена в связи с тем, что сведения о данной приаэродромной территории не внесены в ЕГРН - не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судами при разрешении настоящего спора не были проверены нормативные акты, устанавливающие полномочия Москомархитектуры по выдаче градостроительного плана земельного участка и соответствие выданного градостроительного плана земельного участка форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/нр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росавиация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с действующим законодательством приказом Росавиации утверждена приаэродромная террритория аэродрома Москва (Внуково) и после ее установления ни Росавиация, ни оператор аэродрома не вправе согласовывать в составе подзон с 1 по 6 размещение объектов
АО "Международный аэропорт "Внуково" также обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить оспариваемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в связи с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам по делу и неправильным применением норм материального права, а именно неприменением норм подлежащих применению.
Представители АО "Международный аэропорт "Внуково" и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в судебном заседании поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
Представитель ООО "Тирон" возражал против удовлетворения кассационных жалоб, по доводам, изложенным в отзывах на них, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Росавиация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направила, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемых решения и постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Тирон" в целях осуществления жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0110205:17424 обратилось с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Мосархитектурой выдан ООО "Тирон" градостроительный план земельного участка N РФ-77-4-59-3-52-2023-4148-0 от 27 июня 2023 года (дата выдачи 14 июля 2023 года) (далее - ГПЗУ) на земельный участок с кадастровым номером 77:17:0110205:17424, расположенный г. Москва, поселение Московский, квартал 75, з/у 6, с указанием на то, что земельный участок полностью расположен в границах приаэродромной территории (далее - ПАТ), со ссылками на приказ Федерального агентства воздушного транспорта ФАВТ от 17 апреля 2020 года N 394-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)", а именно ПАТ подзоны третья (сектор 3.1), четвертая (сектора 4.1.13 и 4.1.14), пятая (внешняя граница) и шестая.
Полагая, что выданное ГПЗУ ограничивает его право на застройку указанной территории ООО " Тиррон" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что оспариваемое ГПЗУ нарушает права ООО "Тиррон", поскольку последний имеет необходимые согласования строительства в высотах, которые соответствуют ПЗЗ (Градостроительным регламентам), утвердив ТЭПы, изменив вид разрешенного использования земельного участка, осуществив оплату за его смену, получив необходимые согласования строительства, не может осуществить строительство в соответствии с утвержденными ТЭПами, поскольку выданный ГПЗУ фактически уменьшил ТЭПы проекта. При этом суды исходили из того, что все виды зон с особыми условиями использования территорий, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН. границы приаэродромной территории не установлены, поскольку сведения о них в ЕГРН отсутствуют, соответственно оснований для указания сведений о них в ГПЗУ отсутствовали.
Выводы суда ошибочны, сделаны с нарушением норм процессуального права и при неправильном применении материального права.
Согласно части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 9 статьи 57.3 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" раздел 5 ГПЗУ включает следующую информацию (пункт 74):
а) наименование ограничения (обременения) земельного участка (сервитут, санитарно-защитная зона, водоохранная зона) и реквизиты акта, установившего соответствующие ограничения (обременения);
б) площадь территории земельного участка, ограниченной в использовании, в том числе в границах зон с особыми условиями использования территорий. В случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в строке пишется "Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет "N " м2" или иная информация, соответствующая установленным ограничениям (обременениям);
в) содержание ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.
При рассмотрении дела суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что приаэродромная территория аэродрома Москва (Внуково) не установлена в связи с тем, что сведения о данной приаэродромной территории не внесены в ЕГРН.
Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, сделаны без учета и применения законодательства, регулирующего спорные отношения, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно части 4 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации. Указанным положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 "Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории" утверждено Положение о приаэродромной территории.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения о приаэродромной территории, приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее - решение об установлении приаэродромной территории) в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.
Как указано в пункте 3 Положения о приаэродромной территории, решение об установлении приаэродромной территории включает, в том числе, текстовое описание местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней 7 подзон и зон (секторов) внутри указанных подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней 7 подзон и зон (секторов) внутри указанных подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков), а также перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта ФАВТ от 17 апреля 2020 года N 394-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата публикации 8 июня 2020 года, начало действия документа 19 июня 2020 года) была установлена приаэродромная территория в границы, которой включен земельный участок с КН. 77:17:0110205:17424.
Таким образом, доступ к опубликованному акту имеется у неограниченного круга лиц.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта ФАВТ от 17 апреля 2020 года N 394-П "Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)" были установлены ограничения в пределах четвертой подзоны приаэродромной территории, в соответствии с которыми запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи:
- в секторе 4.1.13 подзоны 4 запрещается размещение зданий, строений, сооружений, предельная абсолютная высота которых превышает от 240,3 м до 244,7 м. в направлении от локатора;
- в секторе 4.1.14 подзоны 4 запрещается размещение зданий, строений, сооружений, предельная абсолютная высота которых превышает от 244,7 м до 249,0 м в направлении от локатора.
Приложением к постановлению Правительства Москвы от 9 августа 2022 года N 1749-ПП "О Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" закреплено, что в состав государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности входят сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, копии документов и материалов и дополнительно размещаются слои на карте в векторном и (или) растровом виде.
Согласно государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 77:17:0110205:17424 расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) полностью расположен в границах приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) - подзоны третья (сектор 3.1), четвертая (сектора 4.1.13 и 4.1.14), пятая (внешняя граница) и шестая.
В соответствии с пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем, исходя из части 8 статьи 26 Федерального Закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) до 1 января 2028 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ;
4) решением суда.
Суды первой и апелляционной инстанций, уклонились от оценки указанных положений законодательства, на которые ссылались ответчик и третьи лица при рассмотрении дела по существу в судах первой и апелляционной инстанций.
Вопреки выводам судов, вышеуказанным приказом Росавиации рассматриваемые ЗОУИТ являются установленными, действующими и подлежат обязательному отражению в ГПЗУ.
С учетом того, что судами не были установлены обстоятельства относительно достоверности сведений о разрешенной высотности зоны застройки, а также сделаны противоречивые выводы о статусе приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково), вывод о незаконности оспариваемых актов Мосархитектуры и наличии или отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Тирон" является преждевременным.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций вопреки требованиям процессуального законодательства не установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон, следует признать, что выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 8 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2024 года по делу N А40-202009/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменить приостановление данных судебных актов, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2024 года по делу N А40-202009/2023.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем, исходя из части 8 статьи 26 Федерального Закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) до 1 января 2028 года ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2024 г. N Ф05-12278/24 по делу N А40-202009/2023