г. Москва |
|
15 июля 2024 г. |
Дело N А40-138136/2023 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Каденковой Е.Г.
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственность "СРВ-Транс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2023
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024,
принятые в порядке упрощенного производства,
по делу по иску общества с ограниченной ответственностью "СРВ-Транс" (ОГРН 5067746341438, ИНН 7732510267) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Кучуктерминал" (ИНН 2225161811), акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 1" (ИНН 7708737490), общество с ограниченной ответственностью "ЛТБ" (ИНН 5406711903)
о взыскании убытков в размере 504 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СРВ-Транс" (далее - ООО "СРВ-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 504 000 руб. (с учетом увеличения исковых требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с главой 29 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Кучуктерминал" (далее - ООО "Кучуктерминал"), акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 1" (далее - АО "ВРК-1"), общество с ограниченной ответственностью "ЛТБ" (далее - ООО "ЛТБ") (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "СРВ-Транс" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, а обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором ответчик просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения. Отзыв приобщен судом округа к материалам дела.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 55 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 АПК РФ, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.02.2023 г. на станции Челябинск-южный Южно-Уральской железной дороги в текущий ремонт отцеплен грузовой вагон N 52915618 собственности истца по причине "трещина/сквозной литейный дефект/излом боковины (рамы)".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 г. по делу N А40-162742/2014, отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
Согласно уведомлению на ремонт спорного вагона по форме ВУ-23-М, грузовой вагон отцеплен в текущий отцепочный ремонт по неисправности "трещина/сквозной литейный дефект/излом боковины (рамы)" код 205, "претензии к качеству выполнения деповского ремонта" код 912 классификатора Основные неисправности грузовых вагонов К ЖА 2005 05 (далее -Классификатор К ЖА 2005-05), утвержденного Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
На основании проведенного освидетельствования методом неразрушающего контроля, боковые рамы были забракованы и признаны негодными к дальнейшей эксплуатации по причине выявления дефекта в виде песчаной раковины глубиной 8 мм, диаметром 1 мм в зоне R 55 внутреннего угла буксового проема. В связи с выявленными дефектами был составлен акт-рекламация от 06.03.2023 г. N 243, в адрес ООО "Кучуктерминал" направлены все документы по браковке боковых рам.
Согласно акту-рекламации от 06.03.2023 г. N 243, составленному ВЧДЭ-1 Челябинск ОАО "РЖД", выявленный дефект отнесен по ответственности на ВЧДР Рыбное АО "ВРК-1".
Особым мнением представителя ВЧДР Рыбное АО "ВРК-1" от 06.03.2023 г. дефект отнесен по ответственности на завод-изготовитель ЗАО "АзовЭлектроСталь".
05.05.2023 г. истцом ответчику направлена претензия, в которой истец требовал разбраковать боковые рамы N N 1291-019672-07, 1291-019381-07 и, соответственно, вагона N 52915618; прекратить неправомерное удержание вагона N 52915618, перевести данный вагон в рабочий парк, выставив на пути общего пользования для его дальнейшей отправки; возместить убытки в связи с непроизводственным простоем (64 дня, с 28.02.2023 г. по 02.05.2023 г.) вагона N 52915618 в размере 224 руб., так как данный вагон находится в аренде у ООО "Кучуктерминал".
Данная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что с 28.02.2023 г. спорный вагон находится в непроизводственном простое, что причиняет истцу убытки в виде упущенной выгоды, выраженной в неполучении арендной платы от сдачи вагона в аренду ООО "Кучуктерминал", истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствовались положениями статей 15, 210, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", и обоснованно исходили из того, что между истцом и третьим лицом ООО "Кучуктерминал" заключен договор аренды от 21.02.2018 N 579 К, спорный вагон N 52915618 был передан в аренду по акту приема-передачи от 12.02.2022 N 29, правоотношения по спорному вагону сложились непосредственно между ООО "Кучуктерминал" и ОАО "РЖД", владелец вагона направил спорный вагон в ремонт по накладной N ЭГ599212 по причине выявленной неисправности, вагон простаивает в ожидании давальческого сырья от владельца, а факт неправомерного нахождения вагона в ремонте истцом не доказан.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о недоказанности истцом наличия совокупности необходимых условий для возложения на ОАО "РЖД" обязанности по возмещению убытков, а именно вины ответчика в причинении вреда, противоправности его поведения, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем, они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, которые в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд округа обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации не обжалуются.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А40-138136/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.Г. Каденкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, руководствовались положениями статей 15, 210, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", и обоснованно исходили из того, что между истцом и третьим лицом ООО "Кучуктерминал" заключен договор аренды от 21.02.2018 N 579 К, спорный вагон N 52915618 был передан в аренду по акту приема-передачи от 12.02.2022 N 29, правоотношения по спорному вагону сложились непосредственно между ООО "Кучуктерминал" и ОАО "РЖД", владелец вагона направил спорный вагон в ремонт по накладной N ЭГ599212 по причине выявленной неисправности, вагон простаивает в ожидании давальческого сырья от владельца, а факт неправомерного нахождения вагона в ремонте истцом не доказан."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2024 г. N Ф05-11078/24 по делу N А40-138136/2023