г. Москва |
|
16 июля 2024 г. |
Дело N А40-205587/2023 |
Резолютивная часть постановления принята 04.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Е.Е. Шевченко
при участии в заседании:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края: извещено, представитель не явился;
от Федеральной антимонопольной службы: извещена, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "МонтажПроект": извещено, представитель не явился;
от государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок": извещено, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер": извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А40-205587/2023 по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании решения третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "МонтажПроект", государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) об оспаривании решения и предписания от 13.07.2023 по делу N 28/06/105-182/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "МонтажПроект" (далее - ООО "Монтажпроект"), государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - ГКУ КК "ДГЗ"), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражает против ее удовлетворения, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, в ФАС России поступила жалоба ООО "Монтажпроект" на действия Министерства (заказчик) и ГКУ КК "ДГЗ" (уполномоченный орган) при проведении заказчиком, уполномоченным органом открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в городе курорте Анапа, городе-курорте Геленджик, Темрюкском и Туапсинском районах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 0818500000823004579).
По результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа приняла решение от 13.07.2023 по делу N 28/06/105-182/2023 о признания жалобы обоснованной. В действиях заказчика и уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки (ООО "РТС-тендер") выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 33, 42 Закона о контрактной системе и пришли к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов.
Судами установлено, что в соответствии с Извещением местом выполнения работ является территория Краснодарского края, объектом закупки является содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения: 20 дорог в городе-курорте Анапа; 16 дорог в Темрюкском районе; 9 дорог в городе-курорте Геленджик; 9 дорог в Туапсинском районе. Итого: 54 автомобильные дороги, расположенные 4-х различных муниципальных образованиях Краснодарского края.
Признавая оспариваемое решение законным, суды исходили из того, что при осуществлении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации, численность населения столицы которого превышает 1 млн. человек, цена лота не должна превышать 1,5 миллиарда рублей, а формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 782 095 766 руб., обеспечением заявки на участие в конкурсе в размере 89 104 788, 30 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 178 209 576, 60 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в конкурсе, а именно 1 заявка.
Кроме того, в соответствии с Извещением необходимо осуществить выполнение работ на дорогах, расположенных в различных районах (Темрюкский и Туапсинский районы) и городах Краснодарского края (города Анапа и Геленджик).
Суды указали, что объединение в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в 4 муниципальных образованиях влечет за собой ограничение количества участников закупки и исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном муниципальном районе или городе, ограничивает доступ к участию в конкурсе субъектов малого и среднего предпринимательства, а также навязывает лицу, заинтересованному в приобретении права на выполнение государственного контракта в одном муниципальном образовании или городе Краснодарского края, приобретение права на выполнение государственного контракта во всех муниципальных образованиях и городах, включенных в лот.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что у антимонопольного органа имелись достаточные правовые и фактические основания для принятия оспариваемого решения и выдачи на его основе предписания, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, иная оценка обстоятельств не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены судебных актов.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А40-205587/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая оспариваемое решение законным, суды исходили из того, что при осуществлении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации, численность населения столицы которого превышает 1 млн. человек, цена лота не должна превышать 1,5 миллиарда рублей, а формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 782 095 766 руб., обеспечением заявки на участие в конкурсе в размере 89 104 788, 30 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 178 209 576, 60 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников и не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в конкурсе, а именно 1 заявка.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А40-205587/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2024 г. N Ф05-12547/24 по делу N А40-205587/2023