г. Москва |
|
23 июля 2024 г. |
Дело N А40-234141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 23.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи С.Ю. Дацука,
судей Е.В. Кочергиной, А.В. Цыбиной
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Имя" - И.Т. Остаева, представитель по доверенности от 01.10.2023;
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: Правительства Москвы - не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании 09 июля 2024 года кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 января 2024 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2024 года
по иску общества с ограниченной ответственностью "Имя"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на применение льготной ставки по договору аренды
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Имя" (далее - ООО "Имя", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 17.04.2000 N 01-00638/00, заключенному между ООО "Имя" и Департаментом, в размере 4 750 рублей за 1 кв.м арендуемой площади в год на 2021 год, в размере 5 000 рублей за 1 кв.м арендуемой площади в год на 2022 год и в размере 5 500 рублей за 1 кв.м арендуемой площади в год на 2023 год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает на истечение срока действия договора и невозможность применения постановления от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", несоблюдение истцом порядка получения права на льготную ставку арендной платы, наличие задолженности по арендной плате, отсутствие доказательств соответствия истца критериям, необходимых для предоставления имущественной поддержки, и использования спорного помещения в соответствии с целями договора.
ООО "Имя" в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с приведенными в ней доводами, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии жалобы к производству, месте и времени судебного заседания была размещена на официальном интернет-сайте суда: http://fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал правовую позицию по спору.
Ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда округа, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в решении суда первой и постановлении суда апелляционной инстанций, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Имя" (арендатор) и Департаментом (арендодатель) заключен договор аренды нежилого фонда от 17.04.2000 N 01-00638/00, с учетом дополнительных соглашений (далее по тексту также - договор), согласно которому арендодатель предоставил во владение и пользование арендатора нежилое помещение общей площадью 245 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Староконюшенный пер, 5/14.
Договор заключен сроком до 01.07.2015 и возобновлен на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5.4 договора N 01-00638/00 арендная плата подлежит ежегодному пересмотру и перерасчету при изменении базовой стоимости 1 кв.м. строительства, изменении размера минимальной ставки арендной платы или методики расчета.
Пунктом 6 дополнительного соглашения от 31.10.2005 установлено право арендодателя в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год изменять ставку арендной платы при принятии Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки арендной платы.
Дополнительным соглашением от 12.04.2010 ставка арендной платы за 1 кв.м. в год уставлена в размере 5 858 руб. по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
22.12.2021 за N 33-6-694326/21-(0)-2 ответчиком было направлено уведомление истцу об установлении с 01.01.2022 ставки арендой платы в размере 15 958,95 руб. за 1 кв.м. в год.
Полагая, что ООО "Имя" имеет право на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору, поскольку является субъектом малого предпринимательства, истцом в адрес ответчика 21.09.2022 направлено заявление о предоставлении льготной ставки арендной платы по договору на 2021-2022 год.
Ответчик письмом от 14.10.2022 года N ДГИ-Э-130350/22-1 уведомил истца, что основания для начисления арендной платы истцу по льготным ставкам арендной платы (4 500 рублей за 1 кв.м. в год в 2021 году и 5 000 рублей за 1 кв.м. в год в 2022 году) у ответчика отсутствуют.
Неприменение ответчиком льготных условий при определении размера арендной платы, несмотря на предпринятые истцом меры, направленные на досудебное урегулирование спора, послужило основанием для обращения ООО "Имя" в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды обеих инстанций по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что заявитель отнесен к субъектам малого предпринимательства, показатель площади арендуемого им объекта нежилого фонда не превышает 300 кв.м., при этом данный объект включен в состав имущественной казны города Москвы и наличествует действующий договор аренды, заключенный без проведения торгов.
Выявив указанные обстоятельства, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьями 3, 6, 16, 18, Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", а также правовым подходом, изложенным в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2020 N 305-ЭС19-26856 по делу NА40-36273/19-54-225, от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800 по делу NА40-46725/2019, от 23.10.2020 N 305- ЭС20-4888 по делу NА40-180675/2018, пришли к выводу о наличии совокупности условий, позволяющих истцу претендовать на применение льготной ставки арендной платы по договору N 01-00638/00 в 2021, 2022, 2023 годах.
Суд кассационной инстанции признает указанные выводы верными.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (часть 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18).
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 приняло 25.12.2012 Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.01.2020 ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м. в год, с 01.01.2022 - 5 000 руб. за кв.м. в год, с 01.01.2023 - 5 500 руб. за кв.м. в год группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, арендующим объекты площадью до 300 кв. м.
Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим в спорный период, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020, от 21.12.2021, от 29.11.2022, применимых к спорным правоотношениям, установлена ставка арендной платы с 01.01.2020 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год, с 01.01.2022 - 5 000 руб. за кв.м. в год за 1 кв.м. в год, с 01.01.2023 - 5 500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в редакции Постановления N 800-ПП от 22.09.2020 исключены положения, предусматривавшие необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Таким образом, выводы судов о необходимости применения льготной ставки арендной платы с 01.01.2020 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год, с 01.01.2022 - 5 000 руб. за кв.м. в год за 1 кв.м. в год, с 01.01.2023 - 5 500 руб. за кв.м. в год по договору аренды N 01-00638/00, основаны на верном толковании и применении законодательства.
Настаивая на отказе в удовлетворении требований, Департамент в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств, подтверждающих несоответствие истца в спорный период критериям, установленным для применения льготной ставки (в частности, утраты статуса субъекта малого предпринимательства, превышения лимита площади арендуемого объекта, нарушение условий договора аренды, использование помещения не по назначению).
Доводы Департамента об истечении срока действия спорного договора, несоблюдении истцом порядка получения права на льготную ставку арендной платы, наличии задолженности по арендной плате обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 января 2024 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 апреля 2024 года по делу N А40-234141/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Ю. Дацук |
Судьи |
Е.В. Кочергина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020, от 21.12.2021, от 29.11.2022, применимых к спорным правоотношениям, установлена ставка арендной платы с 01.01.2020 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год, с 01.01.2022 - 5 000 руб. за кв.м. в год за 1 кв.м. в год, с 01.01.2023 - 5 500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2024 г. N Ф05-12065/24 по делу N А40-234141/2022