г. Москва |
|
24 июля 2024 г. |
Дело N А40-178481/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Анциферовой О.В.,
от заявителя: Департамента городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В., представитель по доверенности от 22 декабря 2023 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Хрипун А.С., представитель по доверенности от 15 января 2024 года;
рассмотрев 17 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 17 ноября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 25 марта 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-178481/2023
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, Департамент, ДГИ) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 22 мая 2023 года N КУВД-001/2023-5849972/7 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2024 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанными решением и постановлением департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) при участи представителя департамента.
Представитель департамента в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Росреестра по Москве возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 площадью 8 536 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, стр. 59 поставлен на государственный кадастровый учет 15 августа 2014 года. На земельный участок зарегистрировано право собственности города Москвы (запись N 77:05:0002004:3259-77/012/2018-2 от 3 сентября 2018 года).
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства от 14 апреля 2017 года N 200-ПП утвержден проект планировки территории (ППТ), ограниченной полосой отвода Малого кольца Московской железной дороги, рекой Москвой, Третьим транспортным кольцом (участок N 6.9).
АО "Мосинжпроект" 24 ноября 2021 года обратилось в Департамент по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 с целью формирования земельного участка N 6.9 (на плане межевания), определенного ППТ от 14 апреля 2017 года N 200-ПП для размещения уличнодорожной сети в рамках объектов городского заказа "Развитие улично-дорожной сети для транспортного обслуживания территории развития публичного акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева". Улично-дорожная сеть по территории перспективной застройки" и "Развитие улично-дорожной сети транспортного обслуживания территории развития ОАМО "Завод имени И.А. Лихачева" по адресу: Даниловский район, ЮАО города Москвы".
В целях дальнейшего размещения улично-дорожной сети в рамках объектов городского заказа "Развитие улично-дорожной сети для транспортного обслуживания территории развития публичного акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева". Улично-дорожная сеть по территории перспективной застройки" и "Развитие улично-дорожной сети транспортного обслуживания территории развития ОАМО "Завод имени И.А. Лихачева" по адресу: Даниловский район, ЮАО города Москвы" на части земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 Департаментом выпущено распоряжение от 28 декабря 2021 года N 62743Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 с сохранением в измененных границах". Указанным распоряжением предусмотрено образование двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3259 с сохранением данного земельного участка в измененных границах.
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента МосгорБТИ был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в Управление Росреестра по Москве.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по Москве принято решение от 22 мая 2023 года N КУВД-001/2023-5849972/7 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"(далее - Закон о регистрации), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), исходили из того, что решение Управления Росреестра по Москве принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы департамента.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов; проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (подпункт 4 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. Данная норма указывает на необходимость соответствия образуемых земельных участков проекту межевания территории, но не ограничивает инструментарий образования таких земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, среди прочего, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории отображаются, среди прочего, границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (статья 43 ГрК РФ).
Таким образом, утвержденный проект межевания уже содержит сведения о границах, образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, конфигурация которых в границах, определенных проектом в виде самостоятельных земельных участков уже подтверждена в обосновании этого проекта как составной части проекта межевания. То есть земельный участок, определенный в границах и с конфигурацией, содержащейся в проекте межевания с определенным для него условным номером, подлежит образованию в указанных границах как один земельный участок, в противном случае в проекте межевания предусматривалось бы наличие нескольких предполагаемых к образованию земельных участков со своими условными номерами.
Данное обстоятельство исключает возможность образовывать земельные участки в границах и с конфигурацией не советующих границам и конфигурации земельных участков, содержащихся в утвержденном проекте межевания. Кроме того, образование земельных участков на основании утвержденной схемой расположения земельного участка допускается только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (часть 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Таким образом, возможность образования земельного участка на основании схемы при наличии утвержденного проекта межевания территории квартала недопустима.
Более того, согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 5 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ), что в свою очередь, исключает возможность образования земельного участка на основании каких-либо иных документов, кроме утвержденного проекта межевания территории.
Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях департамента имеются нарушения требований к составлению межевого плана, утвержденных Приказом Росреестра от 14 декабря 2021 года N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно: в нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований 77:05:0002004:3259:ЗУ1, 77:05:0002004:3259:ЗУ2 отличается по конфигурации и площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории от 14 апреля 2017 года N 200-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной полосой отвода Малого кольца Московской железной дороги, рекой Москвой, Третьим транспортным кольцом" (далее - Проект планировки) более чем на десять процентов.
Суды обратили внимание, что согласно проекту планировки формируемый земельный участок: ЗУ1 площадью 182 кв. м и ЗУ2 площадью 384 кв. м частично соотноситься с земельным участком N 6.9 на плане межевания территории с установленной площадью 18300 кв. м.
Исходя из изложенного, суды пришли к мотивированному выводу, что в рассматриваемом случае идет речь не о каких-либо неточностях в соответствии образуемого земельного участка с проектом межевания территории, а о совершенно иной конфигурации и границах этого земельного участка в отличие от участка N 6.9, предусмотренного проектом межевания, что является законным основанием для отказа со стороны Управления Росреестра по Москве.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о соответствии отказа Управления Росреестра по Москве нормам действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы Департамента были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Департамента с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2024 года по делу N А40-178481/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях департамента имеются нарушения требований к составлению межевого плана, утвержденных Приказом Росреестра от 14 декабря 2021 года N П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно: в нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований 77:05:0002004:3259:ЗУ1, 77:05:0002004:3259:ЗУ2 отличается по конфигурации и площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории от 14 апреля 2017 года N 200-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной полосой отвода Малого кольца Московской железной дороги, рекой Москвой, Третьим транспортным кольцом" (далее - Проект планировки) более чем на десять процентов.
Суды обратили внимание, что согласно проекту планировки формируемый земельный участок: ЗУ1 площадью 182 кв. м и ЗУ2 площадью 384 кв. м частично соотноситься с земельным участком N 6.9 на плане межевания территории с установленной площадью 18300 кв. м."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2024 г. N Ф05-14458/24 по делу N А40-178481/2023