г. Москва |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А40-263803/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Гречишкина А.А.,
от заявителя: Московско-Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Портянова С.Л. - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Мухамедзянова А.Р., представитель по доверенности от 21 июля 2023 года;
рассмотрев 18 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 9 февраля 2024 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 2 апреля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-263803/23
по заявлению Московско-Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Портянова С.Л.
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
Московско-Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Портянов С.Л. (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления о возбуждения дела об административном правонарушении от 16 октября 2023 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 9 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2024 года, ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направил, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "РЖД", явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратура в ходе проверки пришла к выводу о том, что ОАО "РЖД", в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации" (далее - Правила N 2057) и Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), не соблюден порядок ввода объекта во временную эксплуатацию.
По факту выявленного нарушения Московско-Смоленским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Портяновым С.Л. 16 октября 2023 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
С целью привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, Московско-Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Портянов С.Л. обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Привлекая ОАО "РЖД" к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций сочли, что в действиях последнего имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, материалам дела, и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Законом N 254-ФЗ установлены особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Согласно части 9 статьи 3 Закона N 254-ФЗ, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика, а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден Правилами N 2057.
Согласно части 11 статьи 3 Закона N 254-ФЗ требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 35, установлено, что техническое состояние линейного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта, допускаемого к временной эксплуатации, должно соответствовать, в том числе, следующим требованиям: земляное полотно и (или) верхнее строение пути, комплекс защитных сооружений и искусственные сооружения соответствуют проектной документации; обеспечены устойчивость земляного полотна, несущая способность искусственных сооружений и устройство водоотводных сооружений в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с пунктом 8 Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года N 35, решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации принимается комиссией при подтверждении соответствия линейного объекта инфраструктуры требованиям к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры. Указанное решение является основанием для временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Исследовав материалы дела, суды установили, что устройства водосточной системы, собирающей сточные воды с баластной призмы путепровода, непосредственно на рельеф под путепроводом, не предусмотренной проектной документации в отсутствие очистных сооружений, в нарушение проектной документации, свидетельствует об эксплуатации ОАО "РЖД" объекта капитального строительства в отсутствие соответствующей разрешительной документации, что создает угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку не исключает наличие не соответствующих градостроительному законодательству решений, которые повлияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства или их частей или безопасности строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Вопреки доводам ОАО "РЖД" суды обоснованно указали на то, что представленный ОАО "РЖД" акт приемки выполненных работ является лишь внутренним документом общества и не может подменять собой решение комиссии, предусмотренное требованиями Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057.
Руководствуясь, частями 1, 2 статьи 2.1, статьей 4.5, частью 5 статьи 9.5, статьей 28.2 КоАП РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды исходили из того, что у ОАО "РЖД" имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным прокурором с соблюдением требований КоАП РФ, в том числе срока давности и порядка привлечения к административной ответственности.
Меры по соблюдению требований законодательства ОАО "РЖД" не приняты.
Доводы ОАО "РЖД", приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 9 февраля 2024 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2024 года по делу N А40-263803/23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
...
Вопреки доводам ОАО "РЖД" суды обоснованно указали на то, что представленный ОАО "РЖД" акт приемки выполненных работ является лишь внутренним документом общества и не может подменять собой решение комиссии, предусмотренное требованиями Закона N 254-ФЗ и Правил N 2057.
...
Проверяя по правилам статьи 2.1 КоАП РФ наличие вины во вмененном правонарушении, суды исходили из того, что у ОАО "РЖД" имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2024 г. N Ф05-15019/24 по делу N А40-263803/2023