г. Москва |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А40-181587/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя: Михайлова Н.А. по доверенности от 20.10.2021
от заинтересованного лица: Демашева А.В. по доверенности от 18.12.2023,
рассмотрев 25 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "РЭС Групп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024
по заявлению акционерного общества "РЭС Групп"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу
о признании недействительным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЭС Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.05.2023 N 40-7-14/02252@ об оставлении жалобы без рассмотрения; о признании недействительным решения по жалобе инспекции от 17.05.2023 N 40-7-15/02274@ в части оставления жалобы без рассмотрения; об обязании устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества путем рассмотрения в порядке глав 19 - 20 Налогового кодекса Российской Федерации в срок 15 рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу жалоб АО "РЭС "Групп" по признанию незаконными действий Управления ФНС по Владимирской области:
1) по направлению в адрес АО "РЭС Групп" на бумажном носителе подложного решения о проведении выездной налоговой проверки N 9 с указанием на нем недостоверной даты 29.12.2021, тогда как в электронной форме решения о проведении выездной налоговой проверки N 9 указана дата 12.01.2022, которая соответствует реквизиту "дата решения", сформированного автоматически в журнале регистрации решений в АИС Налог-3;
2) по проведению выездной налоговой проверки АО "РЭС Групп" за налоговые периоды 2018 года;
3) по нарушению положений п. 2 ст. 54.1 НК РФ и письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" по одновременному вменению в акте налоговой проверки N 18 от 15.09.2022 АО "РЭС ГРУПП" нарушений, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 54.1 НК РФ, применение которых в силу прямого указания закона является взаимоисключающим; поэтому в отсутствие правильной квалификации вменяемого нарушения при подготовке возражений на акт налоговой проверки налогоплательщик был лишен возможности представить объяснения по надлежащему составу вменяемого нарушения;
4) по нарушению пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ при вменении АО "РЭС Групп" нарушений, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, в акте налоговой проверки N 18 от 15.09.2022 должностными лицами налогового органа не раскрыты документально подтвержденные факты нарушений, предусмотренных названным законоположением, и соответствующие им обстоятельства не отражены;
5) по нарушению п. 6 ст. 101 НК РФ в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля с целью установления новых обстоятельств, новых фактов и новых нарушений налогового законодательства, в том числе предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, которые не были отражены в акте налоговой проверки N 18 от 15.09.2022, что нашло отражение в дополнении к акту налоговой проверки N 5 от 09.02.2023, представленного налогоплательщику 20.02.2023;
о признании недействительным решения по жалобе МИ ФНС России по Центральному федеральному округу от 17.05.2023 N 40-7-15/02274@ в части отказа в удовлетворении жалобы о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, связанных с нарушением сроков, установленных п. 3.1 ст. 100 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ по представлению (непредставлению) налогоплательщику документов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля и дополнительных мероприятий налогового контроля; которые повлекли нарушение законных прав и интересов общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 16.05.2023 N 40-7-14/02252@ об оставлении жалобы без рассмотрения, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и направить в указанной части дело на новое рассмотрение.
Поступивший от инспекции отзыв на кассационную жалобу, судом приобщен в материалы дела в порядке статьи 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, 02.05.2023 общество обратилось в инспекцию с жалобой N 3 (далее - жалоба N 3) о признании незаконным решения МИФНС России N 13 по Владимирской области (правопреемник - УФНС России по Владимирской области, далее - Управление) от 29.12.2021 N 9 о проведении выездной налоговой проверки за 2018 год (далее - решение N 9) и с жалобой N 4 (далее - жалоба N 4) на действия Управления в связи с нарушением последним, налогового законодательства Российской Федерации, с приложением жалобы от 20.04.2023 N 1 на действия должностных лиц Управления по составлению акта налоговой проверки от 15.09.2022 N 18 и дополнений к акту от 09.02.2023 N 5.
По результатам рассмотрения инспекцией принято решение от 16.05.2023 N 40-7-14/02252@ об оставлении жалобы без рассмотрения на основании пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, а также вынесено решение от 17.05.2023 N 40-7-15/02274@, согласно которому жалоба общества в части обжалования действий должностных лиц Управления по составлению акта налоговой проверки от 15.09.2022 N 18 и дополнений к акту от 09.02.2023 N 5 оставлена без рассмотрения на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, в части доводов о несвоевременном вручении Управлением документов налогоплательщику - без удовлетворения.
Решениями ФНС России от 16.08.2023 N БВ-4-9/10526@ и от 23.08.2023 N БВ-4-9/10742@ жалобы общества на указанные решения инспекции оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Судами установлено, что датированное 29.12.2021 решение N 9 направлено обществу 12.01.2022 на бумажном носителе, 13.01.2022 по телекоммуникационным каналам связи (далее также - ТКС) и получено последним 13.01.2022. Таким образом, днем, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав и законных интересов, является 13.01.2022.
Следовательно, предусмотренный п. 2 ст. 139 НК РФ срок на подачу жалобы на действия должностных лиц Управления истек 13.01.2023.
Между тем, с жалобой N 3 общество обратилось в инспекцию только 02.05.2023. При этом ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы N 3 с указанием уважительных причин невозможности ее своевременной подачи Обществом не заявлено.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
Таким образом, суды пришли к выводу о законности решения инспекции от 16.05.2023 и правомерности действий налогового органа по оставлению жалобы общества N 3 без рассмотрения. Суды отметили, что доказательств обратного заявителем не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А40-181587/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения инспекцией принято решение от 16.05.2023 N 40-7-14/02252@ об оставлении жалобы без рассмотрения на основании пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, а также вынесено решение от 17.05.2023 N 40-7-15/02274@, согласно которому жалоба общества в части обжалования действий должностных лиц Управления по составлению акта налоговой проверки от 15.09.2022 N 18 и дополнений к акту от 09.02.2023 N 5 оставлена без рассмотрения на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, в части доводов о несвоевременном вручении Управлением документов налогоплательщику - без удовлетворения.
...
Судами установлено, что датированное 29.12.2021 решение N 9 направлено обществу 12.01.2022 на бумажном носителе, 13.01.2022 по телекоммуникационным каналам связи (далее также - ТКС) и получено последним 13.01.2022. Таким образом, днем, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав и законных интересов, является 13.01.2022.
Следовательно, предусмотренный п. 2 ст. 139 НК РФ срок на подачу жалобы на действия должностных лиц Управления истек 13.01.2023.
...
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2024 г. N Ф05-15812/24 по делу N А40-181587/2023