• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2024 г. N Ф05-19565/23 по делу N А40-247937/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределения бремени доказывания, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 445, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и Порядком заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156), установив, что для АО "Экотехпром" заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и заключение договора осуществляется на условиях типового договора, учитывая, что договор N 3-4-5664 заключен сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления N 1156 по правилам заключения договора с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур и без учета обязательных требований к контракту, которые предусмотрены статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ, принимая во внимание, что нормы Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не предусматривают конкретных видов ответственности регионального оператора, учитывая, что применяемое Федеральным законом N 44-ФЗ в отношении порядка установления размера штрафа понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока нарушения стороной обязательства, при этом в пунктах 4 и 5 Правил определения размера неустойки, принятом во исполнение статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от цены контракта, учитывая, что расчет законной неустойки был произведен истцом в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в части фиксированного штрафа в размере 1 000 руб.

Отклоняя довод истца о том, что суд первой инстанции не обосновал основание неприменение статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ и постановления N 1042, апелляционный суд исходил из того, что положения Закона об отходах и постановления Правительства РФ N 1156 носят специальный характер по отношению к нормам Закона о конкурентной системе, поскольку последний устанавливает только общие особенности участия органов государственной власти, государственных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях в целях повышения эффективности осуществления закупок, при этом, нормами Закона о конкурентной системе специфика отношений с региональным оператором в сфере обращения твердых коммунальных отходов (ТКО) и конкретные особенности исполнения договоров в сфере обращения ТКО не учитываются, указанные специальные нормы регламентируются Законом об отходах и специальными подзаконными нормативными актами в сфере обращения ТКО, следовательно, судом правомерно был применен общеправовый принцип lex special is derogat generali, определяющий критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же правовые отношения. При разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма по отношению к общей.

Судом также принято во внимание, что деятельность регионального оператора по вывозу ТКО в городе Москва является регулируемым видом хозяйственной деятельности и осуществляется на основании тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждаются органами исполнительной власти города Москва согласно статьи 24.8 Закона от отходах и Приказа ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами". В ставку единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год по городу Москва, утвержденную Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09 ноября 2021 года N 170-ТР не включены чрезмерно высокие штрафные санкции, поскольку это неизбежно отразиться на стоимости социальной услуги по вывозу ТКО для конечного потребителя по городу Москва.

Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 3-4-5664 заключался по правилам заключения договора с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур, поэтому правила, предусмотренные частями 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о конкурентной системе, а также постановлением N 1042 к отношениям сторон не применяются."