г. Москва |
|
1 августа 2024 г. |
Дело N А40-137806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
от заявителя: Вельдер Андрей Эдуардович - личность удостоверена, паспорт;
от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве - Цатурян М.А., представитель по доверенности от 1 апреля 2024 года;
Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Конькова М.В., представитель по доверенности от 10 июля 2023 года;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Лента"- извещено, представитель не явился;
общества с ограниченной ответственностью "Лента-Центр" - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 23 - 25 июля 2024 года в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу
Вельдера Андрея Эдуардовича
на постановление от 6 февраля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-137806/2023
по заявлению Вельдера Андрея Эдуардовича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по г. Москве, Федеральной службе по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Лента", общество с ограниченной ответственностью "Лента-Центр"
об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном
правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
Вельдер Андрей Эдуардович (далее - заявитель, Вельдер А.Э.) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными определений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30 мая 2023 года и решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 7 июня 2023 года N 09-8142-2023-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на указанные определения, о возложении обязанности на Управление Роспотребнадзора по г. Москве повторно рассмотреть заявления гражданина Вельдера А.Э. с учетом выводов настоящего судебного акта (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента"), общество с ограниченной ответственностью "Лента-Центр" (далее - ООО "Лента-Центр").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2023 года требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 года, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Вельдер А.Э. обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объявил перерыв в судебном заседании до 25 июля 2024 года 15 часов 00 минут.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) при участи Вельдера А.Э.
Судебное заседание продолжено после перерыва тем же составом суда.
Вельдер А.Э. в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, по изложенным в ней доводам, а также по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представители Роспотребнадзора и Управления Роспотребнадзора по г. Москве возражали против удовлетворения кассационной жалобы, по доводам, изложенным в отзывах на них, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Роспотребнадзора от 7 июня 2023 года N 09-8142-2023-40, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве 3 мая 2023 года поступили обращения Вельдера А.Э. (вх.N 29965/Ж-2023, вх.N 29967/Ж-2023, вх.N 29969/Ж-2023), содержащие требования о привлечении к административной ответственности ООО "Лента" и ООО "Лента центр" по части 2 статьи 14.7, части 1 статьи 14.8 и статьи 14.15 КоАП РФ по фактам указания на ценниках товаров недостоверной информации, в частности, информации о наличии или отсутствии сведений о БЗМЖ в составе молочной продукции.
По результатам рассмотрения обращений заявителя должностным лицом Управления Роспотребнадзора по г. Москве было принято процессуальное решение в виде определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30 мая 2023 года.
Заявитель, не согласившись с вынесенными определениями, 4 июня 2023 года обратился с жалобой в Роспотребнадзор (вх. N 09-19477-23-06), содержащей требование об отмене указанных определений.
Жалоба заявителя была перенаправлена письмом Роспотребнадзора от 7 июня 2023 года N 09-8142-2023-40 в адрес Управления Роспотребнадзора по г. Москве для рассмотрения по существу и принятия процессуального решения в порядке, определенном положениями главы 30 КоАП РФ, о чем заявитель также был уведомлен.
Не согласившись с вышеуказанными определениями Управления Роспотребнадзора по г. Москве и решением Роспотребнадзора по жалобе на определения, заявитель обратился в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции требования Вельдера А.Э. удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то, что в торговых сетях ООО "Лента" и ООО "Лента центр", расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется реализация молочной продукции с нарушением законодательства о защите прав потребителей и просит возбудить дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.7, части 1 статьи 14.8 и статьи 14.15 КоАП РФ. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Управление Роспотребнадзора по г. Москве.
Частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, обращения заявителя являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, в силу положений части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 24.5 КоАП), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Часть 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения характеризуется введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара.
Под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется прямым умыслом. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере защиты прав потребителей.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Объективная сторона правонарушения характеризуется нарушением права на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.
Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) и устанавливает права потребителей в том, числе на получение информации о товарах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
Под потребительскими свойствами пищевых продуктов статья 1 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" понимает "совокупность физико-химических показателей (нормируемых физико-химических характеристик конкретных видов пищевых продуктов), органолептических показателей (характеристик, определяемых с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной, сенсорной, соматосенсорной систем), микробиологических показателей (характеристик, определяющих содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах)". Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
Изготовитель (исполнитель, продавец) в силу требований пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, применительно к молочной продукции информация о ее потребительских свойствах доводится до потребителя в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 881 (TP ТС 022/2011) и технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (TP ТС 033/2013).
Между тем, заявитель в своем обращении указывая на то, что продавцы, осуществляя реализацию молочной продукции с ценниками, на которых указана информация, отличная заявленной в маркировке изготовителя этой же продукции, полагает, что данные действия образуют составы административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.7 и частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Свои доводы заявитель подтверждал фотоматериалами, на которых содержится различная молочная продукция (сырки глазированные), маркировку которой прочесть в полном объеме не представляется возможным, а также фотографиями ценников на такую же продукцию с указанием на них названия реализуемой продукции, ее стоимости и аббревиатуры "БЗМЖ".
В рамках проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве были запрошены пояснения у ООО "Лента" и ООО "Лента центр" по обращению Вельдера А.Э., исходя из которых, на реализуемые юридическим лицом товары сырки творожные глазированные в ассортименте имеются декларации о соответствии, согласно которым продукты являются молочными составными.
Не усмотрев достаточности доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО "Лента" и ООО "Лента центр" события противоправных деяний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве отказано в возбуждении дел об административных правонарушениях, о чем вынесены оспариваемые определения.
Статья 14.15 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров. Объективная сторона правонарушения характеризуется нарушениям обязательных требований, установленных Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463 (далее -Правила продажи), а также иными требованиями законодательства Российской Федерации, устанавливающими требования к розничной продаже товаров.
Так, согласно пункту 3 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).
Пунктом 37 Правил продажи установлено обязательное требование, предусматривающее, что в месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
В связи с указанными обстоятельствами правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.15 КоАП РФ отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Таким образом, как обоснованно указывает административный орган, в рассматриваемой ситуации отсутствует необходимая совокупность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, принимая во внимание положения части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, предусматривающей, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве установлено, что правовые основания для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в целях оценки соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей отсутствуют.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Довод заявителя о том, что Управление Роспотребнадзора по г. Москве незаконно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, не проводя контрольных мероприятий, мотивируя отказ невозможностью проведения таковых, отклонены.
Ранее применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении не было связано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Между тем в последующем был принят Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ, которым применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении было увязано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ в статью 28.1 КоАП РФ была включена часть 3.1 (дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса), части 3.2 - 3.4 и изменена редакция примечания к статье 28.1 к КоАП РФ (изложена в следующем виде: положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
При этом положения части 3 статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 290-ФЗ были изложены в следующем виде: дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
То есть часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ в прежней редакции была дополнена словами "за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи".
В рамках настоящего спора, речь идет о заявлении физического лица, содержащего данные, указывающие на событие административного правонарушения, то есть о пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Закона N 248-ФЗ.
Реализуя данные полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым в пункте 3 (с учетом последующих изменений) установило, что в 2022-2024 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по указанным в пункте 3 основаниям.
При этом в пункте 1 Постановления N 336 Правительство Российской Федерации указало, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
С началом применения положений статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ должны учитываться особенности возбуждения дела об административных правонарушениях, введенные данным Законом.
Соответственно, в тех случаях, когда в силу норм статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела, не может быть возбуждено после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, Роспотребнадзор и территориальные органы Роспотребнадзора не имеют законных оснований для возбуждения такого дела.
При этом пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ, предусматривающий норму о том, что для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, не может трактоваться как исключающий применение положений статьи 28.1 КоАП РФ в новой редакции.
В данном случае идет речь именно о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с этими положениями КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, оспариваемые определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении принято 30 мая 2023 года, то есть после 25 июля 2022 года.
При этом, под основания и случаи, предусмотренные в качестве исключения в пунктах 2 и 3 Постановления N 336, рассматриваемые по делу отношения с участием Вельдера А.Э. и ООО "Лента" и ООО "Лента центр" не подпадают.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 названной статьи).
Как справедливо указано апелляционным судом оснований для признания оспариваемых определений незаконными нет.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным решения Роспотребнадзора о перенаправлении жалобы суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 23.49 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.8 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (далее - Положение), определяет правовой статус федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 6.5 указанного Положения управление вправе пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае речь идет о предоставлении обществом заявителю информации, подпадающем под действие законодательства о защите прав потребителей и при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении Роспотребнадзор не проверил все существенные обстоятельства, для установления факта (либо его отсутствия) нарушения.
Суд кассационной инстанции поддерживает довод заявителя о том, что ссылка Роспотребнадзора на то, что, поскольку оспариваемое определение было вынесено должностным лицом, то решение по жалобе на это определение должно быть вынесено вышестоящим должностным лицом, не соответствует положениям Кодекса об административных правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ "Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа", то есть протоколы и определения составляются (выносятся) должностными лицами, а не самими органами, потерпевший/заявитель при этом самостоятельно определяет, куда направить жалобу: вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, либо сразу в суд.
Суд округа полагает, что доказательств, подтверждающих проведение Роспотребнадзором проверки сведений, содержащихся в направленных Вельдеру А.Э. материалах, не представлено. Обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что Вельдер А.Э. как заявитель жалобы направил жалобу на рассмотрение именно в вышестоящий орган, а Роспотребнадзор, в свою очередь не исполнил свои обязательства по проверке указанных в обращении обстоятельств.
Таким образом, решение Роспотребнадзора принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Вельдера А.Э.
Исходя из указанного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Роспотребнадзора от 7 июня 2023 года N 09-8142-2023-40, на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения судами норм материального права с принятием по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нового судебного акта о признании незаконным решения Роспотребнадзора от 7 июня 2023 года N 09-8142-2023-40. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 года по делу N А40-137806/ 2023 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 07 июня 2023 года N 09-8142-2023-40. Признать незаконным решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 07 июня 2023 года N 09-8142-2023-40.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 года по делу N А40-137806/ 2023 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции поддерживает довод заявителя о том, что ссылка Роспотребнадзора на то, что, поскольку оспариваемое определение было вынесено должностным лицом, то решение по жалобе на это определение должно быть вынесено вышестоящим должностным лицом, не соответствует положениям Кодекса об административных правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ "Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа", то есть протоколы и определения составляются (выносятся) должностными лицами, а не самими органами, потерпевший/заявитель при этом самостоятельно определяет, куда направить жалобу: вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, либо сразу в суд.
Суд округа полагает, что доказательств, подтверждающих проведение Роспотребнадзором проверки сведений, содержащихся в направленных Вельдеру А.Э. материалах, не представлено. Обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2024 г. N Ф05-10463/24 по делу N А40-137806/2023