г. Москва |
|
07 августа 2024 г. |
Дело N А40-274649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2024 г.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2024 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Беловой А.Р.,
при участии в заседании: от АО "Московская кольцевая железная дорога": не явился, извещен, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Левицкая Н.В. по дов. от 15.01.2024, от ООО "АЗИМУТ": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу N А40-274649/2023
по заявлению Акционерного общества "Московская кольцевая железная дорога"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения
третье лицо: ООО "АЗИМУТ"
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Московская кольцевая железная дорога" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 18.09.2023 N КУВД-001/2023-24171654/8 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости (канализационный выпуск протяженностью 4 м и водосток протяженностью 71 м), образованные в результате раздела Сооружения, расположенного по адресу г. Москва, ЦАО, Пресненский, территория ограниченная Шмитовским проездом, 3-й Магистральной ул., Шелепихинским шоссе, в районе строящейся станции метро "Шелепиха", ТПУ-32, "Шелепиха" с кадастровым номером 77:01:0000000:3309.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "АЗИМУТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Отводов составу суда и отзыв на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требования кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.06.2023 заявитель обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права двух сооружений (водосток и канализационный выпуск), образованных в результате раздела сооружения с кадастровым номером 77:01:0000000:3309, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Пресненский, территория ограниченная Шмитовским проездом, 3-й Магистральной ул., Шелепихинским шоссе, в районе строящейся станции метро "Шелепиха", ТПУ-32, "Шелепиха" (далее - Сооружение), и принадлежащего заявителю на праве собственности.
К заявлению также были приложены технический план сооружения на оптическом носителе и декларации на каждое образованное сооружение.
26.06.2023 Управление в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, частью 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сообщило заявителю о приостановлении осуществления государственной регистрации права и кадастрового учета в отношении Сооружения, документы на которую были представлены с заявлением от 08.06.2023 N КУВД-001/2023-24171654.
Уведомлением от 18.09.2023 Управление отказало заявителю в кадастровом учете и регистрации права собственности на два сооружения (ливневая канализация и канализационный выпуск), образованных в результате раздела Сооружения, на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления и не устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (Уведомление N КУВД-001/2023-24171654/8).
Не согласившись с уведомлениями Управления, заявитель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, Управление указало, что в нарушении подпункта 13 пункта 51 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее Требования) указанный год ввода в эксплуатацию не подтвержден разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию, подлежат отклонению, поскольку год ввода в эксплуатацию образуемых объектов подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию исходного объекта (Сооружения). Документ включен в состав приложения. Разрешение на ввод в эксплуатацию образуемых объектов не требуется в связи с отсутствием необходимости реконструкции.
Управление пришло к выводу, что имеются противоречивые сведения в представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах в части указания наименования, адреса, протяженности образуемого объекта недвижимости, (сведения, указанные в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении исходного объекта недвижимости) также подлежат отклонению на основании следующего.
Требованиями не предусмотрено соответствие сведений об образуемых объектах недвижимости в части указания наименования, адреса, вида разрешенного использования, протяженности сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении исходного объекта недвижимости.
При этом, наименование и вид разрешенного использования образуемого объекта "канализационный выпуск" указан в соответствии с п. 3.6 Свода правил СП 30.13330.2012., а объекта "водосток" - в соответствии со сведениями ЕГРН об исходном объекте недвижимости. Протяженность указана в соответствии с исполнительным чертежом.
Согласно письму Комитета Государственного строительного надзора г. Москвы, N 09-2730/19-(5)-1 от 22.03.2019 "для проведения кадастровых работ по разделению объектов инженерно-коммунального назначения (канализация, водосток) на выпуски и магистральные сети не требуется проведение их реконструкции.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития, изложенной в письме от 16.02.2018 N Д23и-766, в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при разделе линейного сооружения, не связанного с ее реконструкцией, в результате которого образуется несколько линейных сооружений, соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником (органом, осуществляющим полномочия собственника) объекта недвижимости.
Правовая позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенная в письме 21352-СГ/08 от 14.06.2019 совпадает с правовой позицией Минэкономразвития.
Согласно материалам дела, заявитель владеет на праве собственности Сооружением, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 101 м, кадастровый номер 77:01:0000000:3309, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Пресненский, территория ограниченная Шмитовским проездом, 3-й Магистральной ул., Шелепихинским шоссе, в районе строящейся станции метро "Шелепиха", ТПУ-32, "Шелепиха", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.07.2017 сделана запись о регистрации N 77:01:0000000:3309-77/022/2017-1 (далее Сооружение).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "АЗИМУТ" Погореловой Т.В., приложенному к Техническому плану, сооружения коммунального хозяйства: Водосток (протяженностью 71 м) и канализационный выпуск (протяженностью 4 м) образовались в результате раздела вышеуказанного Сооружения.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.
Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Кроме того, письмами от 06.07.2017 N Д23и-3986 "О порядке раздела линейного сооружения - автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта", письма от 16.02.2018 N Д23и-766, Департамент недвижимости Минэкономразвития России подтвердил правомерность проведения кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, образованных в результате раздела линейного сооружения без проведения работ по реконструкции, в случае, если такое сооружение является делимой вещью и если в результате преобразования исходного линейного объекта образовываются объекты того же вида, что и исходный объект, а также указал, что в таком случае соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником объекта недвижимости, раздел которого осуществлен.
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 14.06.2019 N 21352-СГ/08, в случае если раздел линейного сооружения не требует проведения его реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования каждого сооружения (сооружение коммунального хозяйства), что и подлежащее разделу линейное сооружение, необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (и как следствие, какого-либо из документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ), отсутствует.
Технический план был подготовлен в связи с образованием двух сооружений в результате раздела сооружения с кадастровым номером: 77:01:0000000:3309. Раздел выполняется с целью балансового разграничения и выполнения обязательств по передаче линейного сооружения (внешней канализации) в собственность города Москвы.
В результате раздела объекта инженерно-коммунального назначения образуются два объекта того же вида, имеющие одинаковое назначение и функции, несмотря на различное наименование.
Для проведения кадастровых работ по такому разделению объектов инженерно-коммунального назначения (канализация, водосток) не требуется проведение работ по реконструкции.
Таким образом, суд пришел к выводу, что заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу N А40-274649/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Кроме того, письмами от 06.07.2017 N Д23и-3986 "О порядке раздела линейного сооружения - автомобильной дороги без осуществления фактических строительных работ по разделу такого объекта", письма от 16.02.2018 N Д23и-766, Департамент недвижимости Минэкономразвития России подтвердил правомерность проведения кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах, образованных в результате раздела линейного сооружения без проведения работ по реконструкции, в случае, если такое сооружение является делимой вещью и если в результате преобразования исходного линейного объекта образовываются объекты того же вида, что и исходный объект, а также указал, что в таком случае соответствующий технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной собственником объекта недвижимости, раздел которого осуществлен.
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 14.06.2019 N 21352-СГ/08, в случае если раздел линейного сооружения не требует проведения его реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования каждого сооружения (сооружение коммунального хозяйства), что и подлежащее разделу линейное сооружение, необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (и как следствие, какого-либо из документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ), отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2024 г. N Ф05-16568/24 по делу N А40-274649/2023