г. Москва |
|
7 августа 2024 г. |
Дело N А41-69627/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей А.А. Гречишкин, Р.Р. Латыповой,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил": генеральный директор Лосева А.А на основании приказа от 04.05.2021, Поливанов М.И. по доверенности от 11.12.2023;
от Администрации Раменского городского округа Московской области извещена, представитель не явился;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А41-69627/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании действий незаконными,
третье лицо: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" (далее - ООО "Альфа-Мобил", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Раменского городского округа Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании отказа в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок (на новый срок, с даты изменения маршрутов) при изменении маршрутов и внесения данных изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Раменского городского округа Московской области, выраженные в письме от 29.05.20233 N 143-01 ИСХ-10838 незаконным, обязании выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также карты маршрута регулярных перевозок на следующие маршруты: 12к Мясокомбинат-парк (КИО)-м/р Холодово, 69к Раменское (пл. Фабричная) - Первомайка (з-д Аттик), 70к Родники - Раменское (ЦРБ), 78к Полушкино - платформа Удельная, 82к Спартак - ул. Театральная, с даты начала внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов Раменского городского округа Московской области, а именно с 07.04.2023 сроком действия не менее пяти лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Минтранс Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.01.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Альфа-Мобил" просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, и направить дело на новое рассмотрение.
От ООО "Альфа-Мобил" поступили письменные пояснения, которые подлежат возврату, поскольку заявитель в нарушение части 1 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил данное дополнение в суд кассационной инстанции за пределами срока, предусмотренного для обжалования судебных актов; новые доводы, изложенные в дополнении к кассационной жалобе, во внимание не принимаются.
Поскольку пояснения поступили в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
В судебном заседании представители общества доводы и требования кассационной жалобы поддержали.
Администрация, Минтранс Московской области явку уполномоченных представителей в заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, ООО "Альфа-Мобил" осуществляет перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам на территории Раменского городского округа в соответствии с реестром муниципальных маршрутов городского округа Раменское, свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и картами маршрутов регулярных перевозок, выданными Администрацией городского округа Раменское Московской области
Маршруты регулярных перевозок (выписка из реестра в предыдущей редакции):
Регистрационный |
Номер |
Наименование маршрута |
номер |
маршрута |
|
2672 |
12К |
Мясокомбинат-парк (КИО)-м/р Холодово |
2376 |
69К |
Раменское (пл.Фабричная)-Первомайка(з-д Аттик) |
2285 |
70К |
Родники-Раменское(ЦРБ) |
2497 |
78К |
Полушкино-платформа Удельная |
3078 |
82К |
Спартак-ул.Театральная |
ООО "Альфа-Мобил", после опубликования постановления Главы Раменского городского округа от 07.04.2023 N 1128, обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 29 от 22.05.2023 о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок, в связи с изменениями маршрутов и внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Раменского городского округа Московской области.
Письмом от 29.05.2023 N 143-01ИСХ-10838 Администрация отказала обществу в выдаче свидетельств и карт маршрутов об осуществлении перевозок сроком на пять лет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Альфа-Мобил" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 12, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суды исходили из того, что Администрация не изменяла маршрут перевозчика, а замена в реестре муниципальных маршрутов Раменского городского округа Московской области больших букв на маленькие (заглавная буква "К" заменена на малую букву "к") не является изменением маршрута по смыслу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В рассматриваемом случае уполномоченным органом является Администрация Раменского городского округа Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененным соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Согласно части 3.1 указанной нормы в течение шестидесяти дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления предусмотренного частью 3 настоящей статьи решения об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обязаны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о продлении действия таких свидетельств и карт данных маршрутов на следующий срок в соответствии с принятым решением.
На основании части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29, либо пунктом 4 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о порядковом номере маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 27, пункту 4 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в карте маршрута регулярных перевозок (кроме карты международного маршрута регулярных перевозок) указываются, в том числе порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Из анализа положений указанных норм следует, что в свидетельстве об осуществлении перевозок и в карте маршрута регулярных перевозок указываются порядковый номер маршрута регулярных перевозок, которые установлены в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Главой 5 Закона N 220-ФЗ установлены положения об оформлении, переоформлении свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действий свидетельства.
Как установлено судами, письмом Минтранса Московской области органам местного самоуправления предложено привести реестры муниципальных маршрутов в соответствие с общими требованиями к ведению реестров маршрутов.
Постановлением Главы Раменского городского округа 07.04.2023 N 1128 "О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Раменского городского округа Московской области" внесены изменения в реестр муниципальных маршрутов Раменского городского округа Московской области, в виде изменения порядковых номеров муниципальных маршрутов. В предыдущей редакции реестра муниципальных маршрутов, в свидетельствах об осуществлении перевозок по маршруту, в картах маршрутов значится заглавная буква "К". В новом реестре в порядковом номере маршрута указана малая буква "к".
Таким образом, как из наименования, так и из содержания указанного постановления следует, что уполномоченным органом местного самоуправления городского округа внесены изменения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Раменского городского округа Московской области в виде изменения порядковых номеров муниципальных маршрутов.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения Администрации сделаны с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
При таких условиях суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем переоформления свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также карт маршрутов регулярных перевозок в соответствии с заявлением от 22.05.2023 N 29.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А41-69627/2023 отменить.
Признать незаконным решение Администрации Раменского городского округа Московской области, выраженное в письме от 29.05.2023 N 143-01 ИСХ-10838.
Обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" путем переоформления свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также карт маршрутов регулярных перевозок в соответствии с заявлением от 22.05.2023 N 29.
Взыскать с Администрации Раменского городского округа Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" расходы по государственной пошлине в размере 6 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей по платежному поручению N 1675 от 11.03.2024.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о порядковом номере маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 27, пункту 4 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в карте маршрута регулярных перевозок (кроме карты международного маршрута регулярных перевозок) указываются, в том числе порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
...
Главой 5 Закона N 220-ФЗ установлены положения об оформлении, переоформлении свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действий свидетельства."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2024 г. N Ф05-14552/24 по делу N А41-69627/2023