г. Москва |
|
8 августа 2024 г. |
Дело N А40-245160/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 08.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Анциферовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации - Васильченко О.В. по доверенности от 12.10.2022,
от акционерного общества "Тетис Про" - Анучкина Е.А. по доверенности от 14.03.2023,
рассмотрев 01.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024,
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к акционерному обществу "Тетис Про"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу (АО) "Тетис Про" о взыскании неустойки в размере 1 623 165,25 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29.01.2024 и постановление от 25.04.2024 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая на неправильное применение судами норм материального права - Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, в обоснование исковых требований истец ссылается на то, что между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) был заключен государственный контракт от 11.05.2021 N 2123187100772412209209685 на поставку товара.
В соответствии с п. п. 3.2.2, 4.2.1, 4.2.2 контракта, поставщик обязуется поставить товар в следующие сроки: в 2021 году - в срок до 10.11.2021; в 2022 году - в срок до 10.11.2022; в 2023 году - в срок до 10.11.2023.
Датой поставки товара является дата подписания грузополучателем акта приема-передачи товара (пункт 7.6 контракта).
Заявитель указал, что товар, предусмотренный к поставке в 2021 году, поставлен поставщиком с просрочкой, что подтверждается актом приема-передачи товара от 25 ноября 2021 г. N 513, подписанным грузополучателем 26.11.2021. Просрочка поставки товара, подлежащего поставке в 2021 году, составляет 16 дней. Товар, предусмотренный к поставке в 2022 году, поставлен поставщиком с просрочкой, что подтверждается актом приема-передачи товара от 17.03.2023 N 61, подписанным грузополучателем 21.03.2023. Просрочка поставки товара, подлежащего поставке в 2022 году, составляет 131 день.
Истцом в соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" была начислена неустойка за нарушение сроков по государственному контракту по этапам N 1, 2 в размере 1 623 165,25 руб.
Истец в адрес ответчика направил претензию от 09.06.2023 N 207/8/пр-1008 о выплате неустойки, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. "а" п. 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив размер начисленной неустойки не превышает 5 % от цены контракта, пришли к выводам о наличии условий для ее списания, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Наличие спора относительно размера начисленной неустойки, а также неподтверждение наличия задолженности в указанной сумме поставщиком (на что и ссылался истец в кассационной жалобе), не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам.
По смыслу указанных нормативно-правовых актов списание и (или) отсрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, носит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон (условиями государственного контракта) и разъяснениями финансового органа.
В этой связи довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на п. 7 Правил списания от 04.07.2018 N 783 отклоняется судом кассационной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу N А40-245160/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении иска о взыскании неустойки за просрочку поставки товара. Суд установил, что размер неустойки не превышает 5% от цены контракта, что дает основания для её списания в соответствии с действующим законодательством.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2024 г. N Ф05-15700/24 по делу N А40-245160/2023