г. Москва |
|
9 августа 2024 г. |
Дело N А41-6195/2023 |
Резолютивная часть постановления принята 01.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 09.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Ю.С. Петропавловской
при участии в заседании:
от акционерного общества "Военторг-Москва": извещено, представитель не явился;
от Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский: извещена, представитель не явился;
от Министерства имущественных отношений Московской области: извещено, представитель не явился;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: извещен, представитель не явился;
от Филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области: извещен, представитель не явился;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: извещен, представитель не явился;
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)": извещено, представитель не явился;
от Федерального агентства лесного хозяйства: извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Военторг-Москва" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А41-6195/23 по заявлению акционерного общества "Военторг-Москва" к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский об оспаривании
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)", Федеральное агентство лесного хозяйства
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Военторг-Москва" (далее - заявитель, общество, АО "Военторг-Москва") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области (далее - Администрация) от 21.10.2022 N P001-5810825988-64304636 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления АО "Военторг-Москва" земельного участка площадью 579 кв. м с видом разрешенного использования "магазины", расположенного под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером 50:14:0000000:156568 по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Звездный городок, ДСК "Космос", Лесной магазин, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к заявлению от 29.09.2022 N P001-5810825988-64304636.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Военторг-Москва" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм права, и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)" против ее удовлетворения возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Судом кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела отзыва Федерального агентства лесного хозяйства на кассационную жалобу, поскольку в нарушение положений абзаца 2 части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства его заблаговременного направления или вручения другим лицам, участвующим в деле.
Поскольку отзыв поступил в электронном виде, бумажный носитель возврату не подлежит.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)", проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд округа пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, АО "Военторг-Москва" на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером 50:14:0000000:156568, расположенный по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Звездный городок, ДСК "Космос", Лесной магазин.
В целях формирования земельного участка и завершения строительства объекта в адрес Администрации направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с приложением схемы расположения земельного участка площадью 579 кв. м в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
483 869,57 |
2 226 804,18 |
2 |
483 855,62 |
2 226 818,31 |
3 |
483 835,34 |
2 226 798,26 |
4 |
483 850,00 |
2 226 783,49 |
5 |
483 869,57 |
2 226 804,18 |
По результатам рассмотрения заявления Администрацией принято решение от 21.10.2022 N P001-5810825988-64304636 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Полагая отказ Администрации незаконным, АО "Военторг- Москва" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела судами такая совокупность условий не установлена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу к выводу, что образуемый земельный участок налагается на земли лесного фонда площадью пересечения 346,44 кв. м.
Суды указали, согласно схеме наложения на земли лесного фонда, представленной Комитетом лесного хозяйства Московской области, площадь пересечения расположена в выделе 19 квартала 5 Свердловского участкового лесничества (Чкаловский лесохозяйственный участок) Московского учебно-опытного лесничества, что соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105739, площадью 2212774 +/- 26060 кв. м, категории: земли лесного фонда, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)".
Суды отметили, что земельный участок заявителя невозможно образовать без процедуры раздела лесного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105739, а предоставление на праве собственности обществу образуемого земельного участка приведет к уменьшению площади сформированного лесного участка и, как следствие, к нарушению имущественных прав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)".
На основании изложенного, суды пришли к выводу об избрании обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований,
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1), а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1).
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Порядок предварительного согласования предоставления земельных участков установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных, в частности, пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.15). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2).
В соответствии со статьями 11.2 (пунктом 1) и 11.3 (подпунктом 3 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
На основании статьи 11.10 (пунктов 1 - 4, 12, 13 и 16) Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьями 39.1 (подпунктом 3 пункта 1) и 39.3 (пунктом 1, подпунктом 6 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, в том числе, продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 кодекса.
В силу статьи 39.20 (пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предусмотренное названными нормами право на приобретение земельного участка под принадлежащими собственнику объектами недвижимости без торгов обусловлено необходимостью эксплуатации этих объектов.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков под этими объектами, реализуемое без проведения торгов. Определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на нем здания или сооружения, притом, что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны. Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 N 935-О.
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 4.7.
Согласно данной статье образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (часть 1).
Если лесной участок, указанный в части 1 этой статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений ЕГРН о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
При этом в статье 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" определено, что положения федеральных законов, измененных этим законом, не распространяются на следующие земельные участки: 1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, данное изменение распространяется и на земли, на которых располагаются леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе и леса, расположенные в лесопарковых зонах.
Следует учитывать также, что положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" являются специальными, в том числе, по отношению к статье 114 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу этого запрет на изменение границ таких земель в данном случае не действует (часть 5 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом на основании пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Таким образом, выводы судов о невозможности образования земельного участка без процедуры раздела лесного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105739 нельзя признать обоснованными.
В суде первой и апелляционной инстанций АО "Военторг-Москва" приводились доводы о том, что право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:14:0000000:156568 возникло до 01.01.2016 в силу закона в результате приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "Оптово-розничное объединение "Мосвоенторг" и регистрации 24.07.2009 открытого акционерного общества "Мосвоенторг" на основании пункта 46 передаточного акта от 24.07.2009.
Также заявитель указывал на то, что предварительное согласование предоставления земельного участка необходимо для его формирования и последующего предоставления на праве аренды в целях завершения строительства расположенного в его границах незавершенного здания магазина.
Между тем, доводы АО "Военторг-Москва" проверены и оценены не были.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты вынесены при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для полного и правильного рассмотрения заявленного требования, что является основанием для отмены принятых по спору судебных актов согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы материального и процессуального права, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 по делу N А41-6195/23 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка был необоснованным. Суд указал на необходимость полного выяснения обстоятельств дела и правильного применения норм материального права, что не было сделано в предыдущих инстанциях. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2024 г. N Ф05-15669/24 по делу N А41-6195/2023