г. Москва |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А40-194856/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 15.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "ЮТА плюс": Сурков Д.Л. по доверенности от 02.02.2023, паспорту;
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы: Саленко Е.В. по доверенности от 27.12.2023, паспорту;
от Департамента городского имущества г. Москвы: Миквабия Р.Р., паспорту не допущен, не представлен подлинник доверенности от 07.12.2025;
рассмотрев 15.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЮТА плюс"
на решение от 29.01.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 17.05.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-194856/2023
по заявлению ООО "ЮТА плюс"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы,
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы,
об оспаривании акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮТА плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованию объектов недвижимости г. Москвы (далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в демонтаже торговых павильонов, расположенных по адресу: г. Москва, г. Троицу, ул. Центральная д. 26 и г. Москва, г. Троицу, ул. Большая Октябрьская (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что на основании акта о подтверждении факта незаконного использования земельного участка от 17.03.2023 инспекцией общество было уведомлено (уведомление МКЦМН-Исх-3560/23 от 07.06.2023) о сносе принадлежащей обществу постройки до 17.06.2023.
Не согласившись с действиями по демонтажу 23.06.2023, произведенные сотрудниками инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 198, 201 АПК РФ, пунктами 2.1, 2.6, 4.1.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП и исходили из того, что действия инспекции не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена установлен Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москвы" (далее - Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (пп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 Основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП NОб утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участкаN (далее - Постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП).
В соответствии с п. 3.3 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в случае выявления инспекцией в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, инспекция проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 указанного Положения. Согласно Постановлению N 819-ПП инспекция не осуществляет направление документов, составленных в рамках указанного постановления лицам, не участвующим в процессе взаимодействия.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, инспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Суды установили, что земельный участок по адресу: г. Москва, г. Троицк, ул. Большая Октябрьская (остановка "Фабричная площадь" с кадастровым номером 77:19:0020308:1 был передан ООО "ЮТА ПЛЮС" на основании договора аренды земельного участка от 02.12.2002 N 217 на срок действия до 31.10.2003 (договор на 9 месяцев, не зарегистрирован), дополнительное соглашение об изменении арендодателя ДГИ не оформлено.
Суды указали, что договор прекращен с 13.03.2023 на основании уведомления об отказе от 13.12.2022 N ДГИ-И-89207/22.
Суды установили, что в границах вышеуказанного земельного участка расположено нежилое здание (торговый павильон) площадью 30,2 кв. м, снят с государственного кадастрового учета на основании судебного акта от 18.11.2021 по делу N А40-334159/2019 (ранее ОКС 50:54:0020217:60), право собственности ООО "ЮТА ПЛЮС" погашено 12.10.2022.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, в вышеуказанном здании расположено нежилое помещение (помещение торгового павильона), с кадастровым номером 50:54:0020217:1168 (снят с государственного кадастрового учета 20.02.2023), площадью 30,2 кв. м, информация о зарегистрированных правах отсутствует.
Актом о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9114719 от 17.03.2023, установлен факт незаконного (нецелевого) использования вышеуказанного земельного участка.
Согласно п. 4 указанного Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков инспекция обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка. Таким образом, действия инспекции осуществляются в соответствии предоставленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Суды пришли к выводу о том, что инспекция не осуществляла незаконных, нарушающих права общества действий.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2024 по делу N А40-194856/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу на решение о законности действий инспекции, проведенной в отношении демонтажа торговых павильонов. Установлено, что действия инспекции были правомерными, так как общество не имело действующего договора аренды на земельный участок, что подтверждается актом о незаконном использовании. Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2024 г. N Ф05-16847/24 по делу N А40-194856/2023