г. Москва |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А40-139730/2023 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе судьи Гришиной Т.Ю.
рассмотрев в порядке части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Литкол"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11.01.2024,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12.03.2024,
в деле по иску Общества с ограниченной ответственностью "Литкол"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Литкол" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" суммы штрафа на основании статьи 100 УЖТ РФ в размере 32 740 руб., убытков в размере 85 060 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 решение от 11.01.2024 оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Общество с ограниченной ответственностью "Литкол" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального права, в связи с чем, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 55 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемом судебном акте имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец в обоснование исковых требований указывает, что в январе 2023 г. ООО "ЛитКол" направило в адрес ОАО "РЖД" заявки на перевозку принадлежащих ООО "ЛитКол" порожних грузовых вагонов, указанных расчете к иску.
ООО "ЛитКол", как отправитель порожних вагонов, после их выгрузки и передачи вагонов перевозчику оформил транспортные железнодорожные накладные под погрузку спорных вагонов.
Истец ссылается на то, что в нарушение указанных норм перевозчиком спорные вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки, при этом от ОАО "РЖД" не поступил мотивированный отказ от перевозки, в связи с чем, по вине ОАО "РЖД" вагоны ООО "ЛитКол" простаивали на станции выгрузки.
Согласно расчету истца общий размер штрафа за сверхнормативный простой вагонов составил 32 740 руб.
Кроме того, истец указывает, что по вине перевозчика ООО "ЛитКол" не имело возможности использовать принадлежащее ему имущество в своей хозяйственной деятельности в период сверхнормативной задержки вагонов.
Истец ссылается на то, что в указанное время ООО "ЛитКол" понесло убытки в виде арендной платы за привлеченные вагоны и упущенной выгоды от невозможности использовать собственные и привлеченные вагоны в целях извлечения прибыли.
Размер убытков ООО "ЛитКол", вызванных непроизводственным простоем вагонов, не покрытых неустойкой, составляет 85 060 руб.
Таким образом, истец в порядке ст. 394 ГК РФ просит взыскать убытки на общую сумму 85 060 руб., в части не покрытой неустойкой.
ООО "ЛитКол" направило в адрес ОАО "РЖД" претензию N 99 от 09.02.2023 г. с требованием оплатить штраф и причиненный ущерб, поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 309, 310, 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе удовлетворении исковых требований.
Разрешая спор по существу и отклоняя доводы истца, судами указано, что статья 100 УЖТ РФ устанавливает ответственность за нарушение перевозчиком условий договора в части соблюдения сроков уборки вагонов, вместе с тем, какие-либо договоры, регулирующие отношения по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, в порядке положений статьи 58 УЖТ РФ, заключенные между ООО "ЛитКол" и ОАО "РЖД" не представлены.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, судами учтено, что истцом в нарушении пункта 2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 43, не представлены все документы в обоснование своих требований о взыскании штрафа по ст. 100 Устава железнодорожного транспорта.
Суды пришли к выводу о том, что наличие у истца упущенной выгоды не подтверждается фактическими обстоятельствами использования спорных вагонов, при этом, указанный размер упущенной выгоды, который положен в основу расчета, сам по себе не подтверждает размер заявленных убытков, указанный размер будущей прибыли основан на субъективной оценке заявителя и носит вероятный характер.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 100 УЖТ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона.
В силу положений статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Владельцу вагона, являющемуся оператором железнодорожного подвижного состава, также принадлежит право на взыскание штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, так как права компаний, являющихся операторами железнодорожного подвижного состава, при использовании принадлежащих им вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
Согласно части 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 44 УЖТ основанием, освобождающим перевозчика от ответственности, установленной ст. 100 Устава является задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов в связи с необеспечением своевременной уборки вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
Ответчик допустил сверхнормативную задержку принадлежащего истцу железнодорожного подвижного состава - ответчиком своевременно не было согласовано уведомление от истца, вагоны не были приняты к перевозке в установленные сроки, при этом от ОАО "РЖД" не поступал мотивированный отказ от перевозки, в связи с чем, по вине ОАО "РЖД" вагоны ООО "ЛитКол" простаивали на станции выгрузки, что подтверждается имеющимися в деле накладными, в которых указаны даты приема вагонов к перевозке и уведомления о завершении грузовой операции ГУ-26 (даты, с которой вагоны были переданы ответчику).
Обязанность ответчика принять вагоны истца к перевозке в установленный срок (не более 3 часов с момента поступления заявки) установлена "Правилами приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", и ответственность перевозчика за нарушение данных Правил установлена законодательно и закреплена ст. 100 УЖТ.
Ответчик, оформляя транспортную железнодорожную накладную, в которой указано время погрузки, и нарушая соответствующие сроки погрузки (отправки) вагона, не выполняет свои обязательства, ответственность за которые предусмотрена ст. 100 УЖТ.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ответчик своевременно не принял вагоны к перевозке, при этом, наличие договорных отношений не является обязательным условием для защиты прав собственника/владельца вагона.
Таким образом, выводы судов о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий для привлечения перевозчика к ответственности по статье 100 Устава железнодорожного транспорта, так как какие-либо договоры, регулирующие отношения по подаче и уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования между сторонами не заключены, сделаны при неверном применении норм материального права.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в дело доказательства, дать оценку всем доводам истца и с надлежащим применением закона принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2024 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2024 года по делу N А40-139730/2023 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Судья |
Т.Ю. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что перевозчик не выполнил обязательства по своевременному принятию вагонов к перевозке, что привело к простоям и убыткам истца. Дело направлено на новое рассмотрение с учетом необходимости оценки всех представленных доказательств и доводов сторон.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2024 г. N Ф05-10127/24 по делу N А40-139730/2023