г. Москва |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А40-209052/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Артдекс" посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Коротков С.В. по доверенности от 16.07.2024, паспорту;
от Московского УФАС России: Семенова К.В. по доверенности от 29.12.2023, удостоверению;
от ГБПОУ КАТ N 9: Кравцов С.В. по доверенности от 26.10.2023, паспорту;
рассмотрев 13.08.2024 в судебном заседании с использованием системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу ООО "Артдекс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024,
по делу N А40-209052/2023
по заявлению ООО "Артдекс"
к Московскому УФАС России
третье лицо: ГБПОУ КАТ N 9,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Артдекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России (далее - управление) о признании недействительным решения 12.09.2023 по делу N 077/10/10412367/2023 о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБПОУ КАТ N 9.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель ГБПОУ КАТ N 9 возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что ГБПОУ г. Москвы "Колледж автомобильного транспорта N 9" (заказчик) обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об ООО "Артдекс" в РНП в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий образовательных организаций (реестровый N 0873500000823000956).
12.09.2023 управлением принято решение по делу N 077/10/104-12367/2023, которым сведения в отношении заявителя включены в РНП.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях обеспечения исполнения поставщиками принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, действующим непосредственно и через свои территориальные органы.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливают Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211.
Пунктом 2 Правил N 1211 предусмотрено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
Суды установили, что 27.03.2023 между заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт N 18-03.23/У (реестровый N 2771338571923000025) на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем зданий образовательных организаций.
Согласно п. 3.1 контракта сроки оказания услуг установлены в соответствии с Техническим заданием: с 01.05.2023 по 20.04.2025.
16.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "Артдекс" существенных условий контракта.
10.04.2023 Заказчиком со стороны исполнителя получено письмо с приказом о назначении ответственного лица и списком сотрудников исполнителя с паспортными данными.
13.04.2023 заказчиком со стороны исполнителя получено письмо с просьбой обеспечить наличие исполнительных схем на отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, технической документации производителя, паспортов.
17.05.2023 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо N 05-01.10/250 для согласования план-графика проведения опрессовки.
13.06.2023 заказчиком в адрес исполнителя направлено предупредительное письмо N 05-01.10/307, согласно которому заказчиком не получены от исполнителя акты о готовности к отопительному сезону 2023-2024, в связи с чем заказчиком выставлено требование в срок до 19.06.2023 представить подписанные акты о готовности к отопительному сезону, либо дать мотивированный ответ о причинах не проведения в срок гидравлических испытаний по адресам заказчика.
21.06.2023 заказчиком в адрес исполнителя направлена претензия N 07-01.10/б/н с требованием вернуться к надлежащему выполнению исполнителем обязательств по контракту.
26.07.2023 заказчиком от исполнителя получено письмо N 1 с повторной просьбой обеспечить наличие исполнительных схем на отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, технической документации производителя, паспортов.
27.07.2023 заказчиком в адрес исполнителя в ответ на письмо от 26.07.2023 N 1, направлено письмо N 07.01-10/б.н, согласно которому условиями контракта обязанность заказчика предоставлять исполнителю техническую, исполнительную документацию не предусмотрено, равно как исполнителю не предоставлено право требовать представления такой документации от заказчика.
28.07.2023, 31.07.2023, 01.08.2023, 02.08.2023 заказчиком в адрес исполнителя направлены претензии N 07-01.10/б/н в связи с невыполнением исполнителем ранее направленных заказчиком заявок от 24.07.2023 N 14 и N 15.
11.08.2023 заказчиком от исполнителя получено письмо о приостановлении оказания услуг от 12.08.2023, в связи непредставлением заказчиком запрошенных документов (письма от 13.04.2023 и 26.07.2023).
24.08.2023 исполнителем со стороны заказчика письмом N 07-01.10/684 получены документы согласно запросу от 26.07.2023.
Заказчиком несмотря на отсутствие у последнего прямой обязанности по предоставлению запрашиваемой информации, в силу своей заинтересованности в исполнении контракта представлены исполнителю исполнительные схемы на отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, технической документации производителя, паспортов оборудования, что подтверждается представленными скриншотами.
25.08.2023 исполнителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на указанное решение заказчик письмом от 28.08.2023 N 07.01-10/б/н уведомил исполнителя об отсутствии в решении мотивированного обоснования принятия такого решения, а также указания на положения контракта, в соответствии с которыми исполнителем принято решение.
К материалам дела приобщены копии заявок, направленные заказчиком в адрес исполнителя за период с 05.06.2023 по 22.08.2023 (28 заявок), из которых заявки от 24.07.2023 N 14 и N 15 не исполнены.
Вместе с тем, исполнителем не представлены документы и доказательства, указывающие на устранение выявленных недостатков и нарушений, равно как доказательства совершения им действий, направленных на исполнение контракта.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В этой связи, принимая решение об участии в электронном аукционе на право заключения контракта общество должно было знать и предвидеть возможность наступления неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств в виде включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Суды пришли к выводу, что действия ООО "Артдекс" привели к нарушению финансовой деятельности бюджетного учреждения в связи с тем, что денежные средства выделены ему на цели, связанные с выполнением им государственных обязательств. Тем самым действиями исполнителя нарушен принцип эффективности осуществления закупок, необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд.
Суды указали, что риски, связанные с неправильной оценкой своих возможностей по исполнению условий контракта в установленный срок находятся во власти и контроле исполнителя, являются его виновными действиями. При подаче заявки на участие в аукционе общество не могло не осознавать все неблагоприятные правовые последствия, которые могут наступить вследствие невыполнения в срок принятых на себя обязательств.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех обстоятельств суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 по делу N А40-209052/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения антимонопольного органа о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, основанного на одностороннем расторжении государственного контракта. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество не исполнило существенные условия контракта, что повлияло на финансовую деятельность заказчика. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2024 г. N Ф05-14354/24 по делу N А40-209052/2023