г. Москва |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А41-15468/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования "городской округ Дзержинский Московской области": не явился, извещён;
от ООО "Альянс Плюс": Розанова О.А. по доверенности от 11.03.2024, паспорту;
от ГБУ Московской области "Мосавтодор": не явился, извещён;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещён;
от АО "Мособлэнерго": не явился, извещён;
рассмотрев 13.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Альянс Плюс"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2023,
дополнительное решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2024,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024,
по делу N А41-15468/2023
по иску Администрации муниципального образования "городской округ Дзержинский Московской области"
к ООО "Альянс Плюс",
третьи лица: ГБУ Московской области "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений Московской области, АО "Мособлэнерго",
об обязании демонтировать антенно-мачтовое сооружение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "городской округ Дзержинский Московской области" (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Альянс Плюс" (далее - общество, ответчик) со следующими требованиями:
1. Признать самовольной (незаконной) постройкой возведенных нестационарных объектов вышки сотовой связи антенно-мачтовое сооружение (АМС) на земельном участке с кадастровом номером 50:64:0000000:20261, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная, вблизи д. д. 16, 17 в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная.
2. Обязать общество за свой счет произвести снос (демонтаж) вышки сотовой связи антенно-мачтовое сооружение (АМС) на земельном участке с кадастровом номером 50:64:0000000:20261, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная, вблизи д. д. 16, 17 в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная, на котором она возведена, в пригодное для дальнейшего использования состояние в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Представить администрации право, если общество не исполнит решение суда в установленный срок, за свой счет произвести снос (демонтаж) вышки сотовой связи антенномачтовое сооружение (АМС) на земельном участке с кадастровым номером номером 50:64:0000000:20261, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная, вблизи д. д. 16, 17 в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная и привести указанный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние путем освобождения от объектов демонтажа с взысканием с общества необходимых расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ Московской области "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений Московской области, АО "Мособлэнерго".
В последствии, судом в порядке статьи 49 АПК РФ приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просил обязать общество в течение 45 дней со дня вступления в силу решения суда демонтировать антенно-мачтовое сооружение на земельном участке с кадастровом номером 50:64:0000000:20261, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная, вблизи д. д. 16, 17 в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная и привести полосу отвода в первоначальное состояние.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2023, дополнительным решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2024, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы..
От АО "Мособлэнерго" поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что между ГБУ МО "Мосавтодор" и ООО "Альянс Плюс" заключен договор N 52657109 от 13.12.2021 на прокладку (переустройство) инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения а/д в г. Дзержинский, ул. Лесная, II тех., Кат., код 4640002, км 1+040 (право).
В соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и дорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области" ГБУ МО "Мосавтодор" выдано согласие ООО "Альянс Плюс" на устройство антенно-мачтового сооружения связи в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0000000:20061, расположенном по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Лесная.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 17.01.2022 " 15ВР-21 в пользу ООО "Альянс Плюс" установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50:64:0000000:20061 в целях устройства антенномачтового сооружения связи в координатах, указанных в перечне частей земельного участка, в отношении которых устанавливается публичный сервитут в границах полосы автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Спорное сооружение связи расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0000000:20061, по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Лесная, который граничит с автомобильной дорогой регионального значения "г. Дзержинский, ул. Лесная", находящейся в оперативном управлении ГБУ МО "Мосавтодор" согласно "Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области", в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26.
Администрацией городского округа Дзержинский установлен факт размещения Заявителем в отсутствие разрешительной документации нестационарного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0000000:20061, расположенном по адресу: Московская область, г. Дзержинский, ул. Лесная, вблизи домов 16, 17, в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная; вдоль многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Лесная, учебного здания ДО МБОУ "Гимназия N 4" по адресу: ул. Лесная, д. 14А, а именно: антенномачтовое сооружение высотой 39 метров (далее - АМС), а также протянуты воздушные кабельные линии 0,4 кВ для подключения АМС и установлены 4 железобетонные опоры для подключения кабельных линий.
Как указывает истец, размещение АМС осуществлено с рядом нарушений:
1. Проведение земляных работ по установке АМС не согласовывалось с Администрацией городского округа Дзержинский.
Размещение АМС осуществлено в январе 2022 года.
24 января 2022 года при выявлении начала земляных работ по установке оснований сооружения Администрацией городского округа Дзержинский направлено обращение в ГБУ МО "МОСАВТОДОР" об остановке работ по размещению АМС на улице Лесная в связи с ее установкой на расстоянии менее 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов менее 150 метров от детского дошкольного учреждения - МБОУ Гимназия N 4 (корпус - детский сад N 4):1".
ООО "Альянс Плюс" обратилось за получением услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" 25 февраля 2022 года.
11 марта 2022 года ООО "Альянс Плюс" было отказано в предоставлении муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" по причине несоответствия документов, указанных в пункте 10 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации городского округа Дзержинский от 2 декабря 2019 года N 835-ПГА, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, нарушены технические требования и условия на устройство антенно-мачтового сооружения связи от 13 декабря 2021 года N 52657109, выданные ГБУ МО "МОСАВТОДОР".
В соответствии с пунктом 5 Согласия, содержащего указанные Технические требования и условия, до начала производства работ необходимо оформить ордер на производство земляных работ. В соответствии с пунктом 12 Согласия, в случае невыполнения одного из пунктов Технических условий, Согласие считается недействительным.
31 марта 2022 года ГБУ МО "МОСАВТОДОР" проинформировало ООО "Альянс Плюс" и Администрацию городского округа Дзержинский о том, что в случае неустранения нарушения в течение 30 календарных дней, Согласие будет признано недействительным.
Также ГБУ МО "МОСАВТОДОР" указанным письмом выдвинуло требование прекратить производство работ по устройству АМС и привести полосу отвода автомобильных дорог в первоначальное состояние.
Истец также указал на следующие нарушения: проект подключения к РУ-0,4 кВ ТП-4Д не согласован с Дзержинским Производственным объединением Домодедовского филиала АО "Мособлэнерго"; размещение опор для кабельной линии 0,4 кВ и проведение земляных работ по 'и установке не согласовывалось с Администрацией городского округа Дзержинский и АО "Мособлэнерго"; установленные опоры расположены в охранной зоне существующих кабельных линий, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"; АМС установлено вблизи жилых домов NN 16, 17 (на расстоянии менее 50 метров) по улице Лесной и детского дошкольного учреждения - МБОУ "Гимназия N 4" (корпус - детский сад N 4) (на расстоянии менее 150 метров), что нарушает Технические требования по размещению - АМС, утвержденные распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15 мая 2020 года N 11-61/РВ.
В соответствии с распоряжением от 17 января 2022 года N 15ВР-21 "Об установлении публичных сервитутов на частях земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, в целях устройства инженерных коммуникаций - антенно-мачтовых сооружений связи" (далее - Распоряжение N 15ВР-21) в полосе отвода автомобильной дороги - улица Лесная (земельный участок с кадастровым номером 50:64:0000000:20061), осуществлена установка антенно-мачтового сооружения связи.
В соответствии с распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15 мая 2020 года N 11-61/РВ "Об утверждении общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений та территории Московской области" не допускается установка АМС:
- ближе 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов;
- ближе 150 метров от объектов общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций.
Размещение опоры по Распоряжению N 15ВР-21 осуществлено вблизи жилых домов N 16, 17 по улице Лесной (расстояние составляет менее 50 метров) и детского дошкольного1 учреждения - МБОУ "Гимназия N 4" (корпус - детский сад N 4) (расстояние составляет менее 150 метров). Размещение опоры по Распоряжению N 15ВР-1909 предполагается на расстоянии менее 50 метров до многоквартирных жилых домов N 13А и 13Б по улице Лермонтова и менее 50 метров до МБОУ "Гимназия N 5", в которой обучается более 1900 учащихся.
В адрес Администрации городского округа Дзержинский, Губернатора Московской области неоднократно поступали и поступают жалобы и обращения граждан-жителей городского округи Дзержинский с требованием демонтировать незаконно установленное АМС.
В связи с выявленными нарушениями 11 марта 2022 года Администрацией городского округа Дзержинский в адрес заявителя направлено письмо о необходимости демонтажа АМС в Срок до 25 марта 2022 года.
Каких-либо действий со стороны ответчика по урегулированию предпринято не было.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
В соответствии с подпунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ). Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", действовавшего до принятия постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, получения разрешения на строительство не требовалось в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 установлено, что к случаям, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, относится строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.
Положением пункта 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Пункт 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что сооружения связи, в отношении которых осуществляется строительный надзор, должны быть определены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 27 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон о связи) сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (ранее, понятие сооружения связи в данном законе определялось как объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи).
Подпунктом 14.1 статьи 2 Федерального закона о связи определено, что к особо опасным, технически сложным сооружениям связи отнесены сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Статьей 130 Гражданского кодекса установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 1).
Все составные части объекта связи являются самостоятельными элементами, возможен полный демонтаж оборудования без утраты целостности конструкции, и повторное его использование в любом другом месте без соразмерного ущерба на другом фундаменте.
Суды установили, что антенно-мачтовое сооружение не является объектом недвижимости, а представляет собой объект некапитального строительства.
Согласно пункту 1.4 постановления администрации муниципального образования городской округ Дзержинский МО от 02.12.2019 N 835-ПГА (ред. от 03.11.2020) "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области". Получение ордера на право производства земляных работ обязательно, в том числе, при производстве следующих работ, требующих проведения земляных работ:
- 1.4.2. строительство, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании разрешения на строительство,
- 1.4.5. размещение и установка объектов, в том числе некапитальных объектов, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с частью 7 статьи 43 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 "О благоустройстве в Московской области" проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно абз. 18 статьи 4 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 "О благоустройстве в Московской области" земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Суды указали, что материалами дела подтверждается факт нарушений при возведении спорного объекта и не оспаривается ответчиком, поскольку ордер на проведение земляных работ ответчиком не получен.
Поскольку работы по устройству антенно-мачтовых сооружений связи были начаты без оформления ордера с нарушением требований вышеуказанных согласий, суды пришли к выводу об удовлетворении требования об обязании общества демонтировать антенно-мачтовые сооружения.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007. N 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
На основании ч. 1 ст. 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает срок их совершения.
Суды указали, что 45-дневный срок после вступления решения в законную силу является достаточным для исполнения присужденной обязанности привести демонтировать АМС и полосу отвода в первоначальное состояние.
Суды отклонили довод ответчика о том, что у Администрации муниципального образования "городской округ Дзержинский Московской области" отсутствуют правовые основания на предъявление рассматриваемого требования о приведении полосы отвода в первоначальное состояние, поскольку в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2023, дополнительное решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2024 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А41-15468/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований об обязательном сносе антенно-мачтового сооружения, установив, что его возведение произошло без необходимых разрешений и с нарушением норм градостроительного законодательства. Ответчик не смог доказать законность своих действий, что стало основанием для удовлетворения иска о демонтаже сооружения в установленный срок.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2024 г. N Ф05-14667/24 по делу N А41-15468/2023
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14667/2024
29.03.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3192/2024
29.01.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-15468/2023
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-15468/2023