город Москва |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А40-167434/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Нагорной А.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Арутюнян Э.А. по дов. от 29.12.2023;
рассмотрев 15 августа 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение от 18 декабря 2023 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 08 апреля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Министерства обороны Российской Федерации (филиал N 22)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Министерства обороны Российской Федерации (филиал N 22) (далее - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решений от 07.09.2023 N 502222100010203, N 502222100010403.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, суд признал недействительными в связи с применением судом смягчающих ответственность обстоятельств: решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 07.09.2023 N 502222100010203 - в части суммы штрафа, превышающей 3 882 руб. 94 коп., решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 07.09.2023 N 502222100010403 - в части суммы штрафа, превышающей 6 619 руб. 44 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2023 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт.
Поступившее от Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Министерства обороны Российской Федерации (филиал N 22) ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца удовлетворено судебной коллегией.
В судебном заседании кассационного суда представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный истца не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, в период с 27.06.2022 по 26.07.2022 Фондом проводилась камеральная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период - 9 месяцев 2021 года.
В ходе проверки Фондом установлено нарушение законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный ст. 24 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закона N 125-ФЗ), согласно п. 1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ за 9 месяцев 2021 года, за 2021 года, нарушение п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ.
Результаты проверки Фонд отразил в актах камеральной проверки N 502222100010401, 502222100010201 от 26.07.2022.
В результате рассмотрения актов и материалов проверки Фондом вынесены оспариваемые заявителем решения N 502222100010203, 502222100010403 от 07.09.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в виде штрафа в размере 38 829,42 руб. и 66 194,40 руб.
Вынесение Фондом решений о привлечении Заявителя к ответственности послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
При указанных обстоятельствах истец обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт совершения страхователем правонарушения, предусмотренного ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ и наличия оснований для снижения штрафных санкций.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - сведения о начисленных страховых взносах) по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пп. 1 п. 3 и п. 17 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 202н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц приравненных к страхователям", действующий в 2022 году (далее - Порядок N 202н) обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения пользу физических лиц (далее - обособленные подразделения юридических лиц), которые регистрируются под расширенным регистрационным номером (регистрационный номер юридического лица, дополненный (через наклонную черту) регистрационным номером, присвоенным территориальным органом Фонда при регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица).
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 202н регистрационный номер используется для идентификации страхователя в базе данных Фонда, формируется как цифровой код, состоящий из десяти цифр, характеризующих слева направо следующее: код территориального органа Фонда, зарегистрировавшего страхователя, - 4 знака; уникальный порядковый номер страхователя в реестре территориального органа Фонда, осуществляющего регистрацию страхователя, - 6 знаков.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" была утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология).
В соответствии с пунктом 4.7 Технологии расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных лиц результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации
Пункт 1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что заявитель направил в Фонд в электронном виде файл, содержащий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период 9 месяцев 2021 года и за 2021 год с показателями, относящимися к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове (филиал), регистрационный номер 7739002168.
В возражениях филиал пояснил, что страхователь имеет двойной регистрационный номер в территориальном органе страховщика (7739002168/5022439432), поскольку поле для регистрационного номера страхователя в отчетности по форме 4-ФСС не позволяет вписать двойной номер, отчетность до 1 июля 2021 года предоставлялась с регистрационным номером 5022439432. После перехода на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет Фонда социального страхования Российской Федерации в реестрах на выплату больничных листов указывается регистрационный номер 7739002168 и добавочный номер 5022439432.
В отчетности за 9 месяцев 2021 года и за 2021 год был указан регистрационный номер 7739002168 (указать двойной номер не позволяет поле). Отчеты были предоставлены в положенный срок: за 9 месяцев 2021 года был предоставлен 25.10.2021, за 2021 год был предоставлен 20.01.2022, что подтверждается копиями документов, подтверждающих получение отчетов.
Таким образом, в расчете был указан регистрационный номер главной организации Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Министерства обороны Российской Федерации в г. Балашихе (регистрационный номер 5022439432).
В мае 2022 года специалистами Фонда было обнаружено расхождение с регистрационными номерами в отчетности, в связи с чем было предложено страхователю продублировать отчеты за 9 месяцев 2021 года и за 2021 год с верным регистрационным номером 5022439432. Отчеты были предоставлены повторно 12.05.2022.
Таким образом, Страхователь допустил просрочку при предоставлении сведений.
Страхователь, признавая вину за совершенное правонарушение и правомерность привлечения к ответственности, считает, что Фондом при принятии оспариваемых решений в отношении размера штрафа не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
Так, Страхователем не отрицается факт незначительного нарушения срока предоставления соответствующих сведений. Страхователь указывает, что данное нарушение не привело к нарушению прав Фонда; не отразилось на достоверности предоставленных сведений; не привело к искажению сведений о стаже и заработке (доходе) застрахованных лиц для целей назначения страховых и накопительных пенсий; не повлияло на оценку обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховой и накопительной пенсий, срочных пенсионных выплат, единовременных выплат средств пенсионных накоплений; не сделало невозможным учет сведений о трудовой деятельности для использования сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; не привело к нанесению какого-либо ущерба бюджету Российской Федерации.
Таким образом, нарушение срока было незначительным, обязанность по представлению сведений была исполнена, страховые взносы в полном объеме уплачены, что не повлекло нарушение прав и законных интересов, как бюджета Фонда Российской Федерации, так и застрахованных лиц.
Материалами дела подтвержден факт совершения страхователем правонарушения, предусмотренного ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ, расчеты суммы штрафов произведены арифметически правильно и соответствует действовавшему на момент вынесения решений законодательству, процедура привлечения к ответственности Фондом соблюдена.
Однако, при определении размера штрафа, подлежащего взысканию с страхователя, судом первой инстанции верно учтены следующие обстоятельства.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в названном Постановлении, отмена положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Судами также верно учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, согласно которых при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
С учетом изложенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение, размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Штраф не является источником пополнения бюджета, и в первую очередь является мерой общественного порицания совершенного правонарушения и имеет воспитательную функцию.
Материалами дела подтверждено, что нарушение срока представления отчетности не привело к возникновению негативных последствий для бюджета, отсутствует задолженность перед бюджетом, совершено впервые.
Принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суды пришли к правомерному выводу об уменьшении начисленного штрафа по решению от 07.09.2023 N 502222100010203 - до 3 882 руб. 94 коп., по решению до 6 619 руб. 44 коп.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод об удовлетворении заявленных требований в части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года по делу N А40-167434/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал частично обоснованными требования о признании недействительными решений Фонда социального страхования, снизив размеры штрафов за непредставление отчетности. Суд первой инстанции учел смягчающие обстоятельства, установив, что нарушение не повлияло на права застрахованных лиц и бюджет. Кассационная инстанция оставила решения без изменения, подтвердив законность и обоснованность выводов нижестоящих судов.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2024 г. N Ф05-15557/24 по делу N А40-167434/2023