г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-15862/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы: Кузяев К.В. по доверенности от 2012.2023, паспорту;
от ООО ФСК "Мостоотряд-47" посредством системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): Чайкин С.А., по доверенности от 12.01.2024, паспорту;
от ООО "Объединенная строительная компания 1520": Хитрихеев Г.Г. по доверенности от 12.12.2023, паспорту, Исаков И.О. по доверенности от 12.12.2023, паспорту;
рассмотрев 21.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО ФСК "Мостоотряд-47"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024.
по делу N А40-15862/2023
по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы
к ООО ФСК "Мостоотряд-47", ООО "Объединенная строительная компания 1520"
о взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью ФСК "Мостоотряд-47" (далее - ответчик 1), ООО "Объединенная строительная компания 1520" (далее - ответчик 2, ООО "ОСК 1520") с исковыми требованиями о взыскании солидарно с ООО ФСК "Мостоотряд-47", ООО "ОСК 1520" суммы вреда, причиненного окружающей среде в размере 1 945 979 рублей 71 копейки, о взыскании солидарно с ООО ФСК "Мостоотряд-47", ООО "ОСК 1520" судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда по данному спору в размере 5 000 рублей в день ежедневно, с даты вступления в законную силу по дату фактического исполнения решения арбитражного суда в полном объеме.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024, исковые требования удовлетворены частично. Удовлетворены требования к ответчику 1, отказано в удовлетворении требований к ответчику 2.
В кассационной жалобе ООО ФСК "Мостоотряд-47" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2024 произведена замена судьи Латыповой Р.Р. на судью Шевченко Е.Е.
В судебном заседании представитель ООО ФСК "Мостоотряд-47" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), представитель ООО "Объединенная строительная компания 1520" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 13.05.2021 в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы поступило обращение Коваль В.В.
Для выяснения обстоятельство дела по факту выявленного правонарушения возбуждено дело об административном правонарушении от 13.05.2021 N 1407-623/2021.
29.07.2021 при обследовании территории с адресным ориентиром: Москва, СЗАО, ул. Щукинская, м. Щукинская (территория возле трамвайного разворотного кольца), в рамках осуществления государственного контроля за выполнением требований по защите зеленых насаждений в городе Москве по пням установлено уничтожение зеленых насаждений не менее 12 деревьев пород: клен ясенелистный (5 дер.), ива ломкая (1 дер.), тополь бальзамический (6 дер.) различного возраста (от 35 до 45 лет) и 1 кустарника неустановленной породы. Порубочные остатки отсутствуют.
Составлен протокол осмотра от 29.07.2021 N 1408-623/2021.
Разрешительная документация на вырубку зеленых насаждений в системе АИС ПБ и ОЭК СЗАО отсутствует.
В соответствии с информацией, представленной ДКРС-Москва ОАО "РЖД", установлено, что ОАО "РЖД" является Заказчиком проекта "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск-Нахабино (МЦД-2)" "Строительство остановочного пункта Щукинская. 12 этап". Главным подрядчиком Объекта является АО "РЖДстрой" (договор N 2055/М от 20.11.2018). По информации ОАО "РЖД" в мае 2021 года приемка выполненных работ по освобождению территории от зеленых насаждений и передача строительной площадки не осуществлялись.
ОАО "РЖД" представлен договор на выполнение работ " 2055/М от 20.11.2018 на строительство объекта железнодорожного транспорта по титулу 5699: "Строительство остановочного пункта Щукинская. 12 этап", в соответствии с договором ОАО "РЖД" является заказчиком, АО "РЖДстрой" подрядчиком.
В соответствии с п. 1.1 договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса строительно-монтажных работ по титулу 5699: "Строительство остановочного пункта Щукинская. 12 этап". Акты о приемке выполненных работ не представлены. ОАО "РЖД" представлен дендроплан совмещенный со стройгенпланом, в соответствии с которым вырубленные зеленые насаждения назначены на сохранение.
АО "РЖДстрой" представлен договор на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск-Нахабино" N 03-18-01-4724 от 12.12.2018.
АО "РЖДстрой" является генподрядчиком, ООО "ОСК 1520" подрядчиком.
В соответствии с договором генподрядчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте инвестиционной программы "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск-Нахабино" (далее - объект).
В соответствии с п. 1.3 подрядчик выполняет работы собственными силами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, согласованных с генподрядчиком.
В соответствии с п. 4.2.10 договора подрядчик обязан обеспечить и нести ответственность в ходе проведения работ за выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий, в том числе по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
В соответствии с п. 4.2.42 договора подрядчик несет полную ответственность перед генподрядчиком за работы по указанному договору, выполненные привлеченными подрядчиком субподрядными организациями, или иными лицами, и не вправе ссылаться на нарушения со стороны своих контрагентов в качестве оснований освобождения от обязательств и от ответственности за их нарушение.
В соответствии с п. 18.1 договора подрядчик обязан при осуществлении работ соблюдать требования Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО ФСК "Мостотряд-47" представлен договор на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы "Строительство остановочного пункта Щукинская, 12 этап" N 03-18-01-4724-10-МО47 от 12.12.2018 (далее - договор). ООО ОСК 1520 - подрядчик, ООО ФСК "Мостотряд-47" - субподрядчик).
В соответствии с п. 1.1 договора подрядчик поручает, а субподрядчик принимает на себя подряд на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: строительство остановочного пункта Щукинская, 12 этап.
В соответствии с п. 4.2.10 субподрядчик обязан обеспечить и нести ответственность в ходе проведения работ за выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий, в том числе по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
В соответствии с п. 18.1 договора субподрядчик обязан соблюдать требования Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" и иных нормативно правовых актов об охране окружающей среды. Субподрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством РФ.
В качестве доказательств выполнения работ ООО ФСК "Мостотряд-47" представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат за май 2021 года (N 21 от 31.05.2021), акты о приемке выполненных работ N 1, 2, 3, 4, 5, 6 от 31.05.2021, корректировочные акты N 2к и 3к от 31.05.2021 на объекте "Строительство остановочного пункта Щукинская, 12 этап". Представлен общий журнал работ ООО ФСК "Мостотряд-47", подтверждающий ведение работ в период с 01 мая по 13 мая 2021 года.
Суды установили, что ООО ФСК "Мостотряд-47" 13 мая 2021 года в период времени с 15-00 до 15-50 допустило незаконное уничтожение зеленых насаждений различных пород, а именно: при обследовании территории с адресным ориентиром: Москва, СЗАО, ул. Щукинская, м. Щукинская (территория возле разворотного трамвайного кольца), в рамках осуществления государственного контроля за выполнением требований по защите зеленых насаждений в городе Москве выявлено уничтожение зеленых насаждений (не менее 12 деревьев пород: клен ясенелистный (5 дер.), ива ломкая (1 дер.), тополь бальзамический (6 дер.) различного возраста (от 35 до 45 лет) и кустарника неустановленной породы. Порубочные остатки не вывезены, что является нарушением требований Закона города Москвы от 05.05.1999 N "О защите зеленых насаждений", постановления Правительства Москвы 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
30.08.2021 по результатам административного расследования вынесено постановление по делу N 0401-1819/2021/СЗАО о привлечении ООО ФСК "Мостоотряд-47" к административной ответственности на основании ст. 4.19 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Штраф в добровольном порядке не оплачен.
Согласно ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом в соответствии со ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" под зелеными насаждениями древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда.
Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" вырубка деревьев и кустарников производится ли: ль на основании специального разрешения, в том числе - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны, в том числе:
- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях;
- возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается, в том числе:
- повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона и др.
Порядок осуществления уничтожения и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы установлен разделом 8 Приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" (далее - Правила).
Согласно Правилам создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП (далее - Правила) все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите.
В соответствии с п. 2.8 Правил реконструкция объекта озеленения, озелененной территории и иных территорий, занятых зелеными насаждениями, включает комплекс работ, предусматривающих изменение планировочной структуры территории и (или) объекта, а также полную или частичную замену всех видов зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона, подпологовой тенелюбивой травянистой растительности, цветников) и элементов благоустройства с применением современных решений, конструкций, долговечных материалов, выполняемых в соответствии с проектом, разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке, при условии соблюдения нормативных соотношений нормируемых элементов территории и (или) объекта.
В соответствии с п. 8.1.1 Правил выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях).
На основании п. 8.1.2 Правил уничтожение и пересадка зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ, производятся при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке.
В соответствии с п. 8.1.4 Правил проведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
На основании п. 8.1.5 Правил при проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при создании, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов озеленения и работ по благоустройству территорий, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, размещении и установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется заключение о соответствии проектной документации требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждений.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде направлены в адрес ООО ФСК "Мостоотряд-47" - 14.10.2021.
Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде направлены в адрес ООО "ОСК 1520" - 06.12.2022.
Исчисление размера фактических затрат на восстановление зеленых насаждений произведено в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП.
Расчет ущерба, причиненного окружающей среде, произведен старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды - В.В. Мартынюковой, которая уполномочена проводить указанные расчеты.
В силу п. п. 1, 2 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В силу ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Поскольку ответчиками в добровольном порядке компенсация вреда не произведена, Департамент обратился в Арбитражный суд с соответствующим иском.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения департамента в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части требований к ответчику 1, суды исходили из того, что оснований для взыскания вреда с ответчика ООО "ОСК 1520" не имеется, поскольку его вина в нарушении природоохранного законодательства из материалов дела не усматривается.
Суды установили, что по факту спорной незаконной вырубки ответчик-1 привлечен к административной ответственности, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы и постановлением от 30.08.2021 N 0401-1819/2021/СЗАО привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Привлечение к административной ответственности оспорено не было.
ООО ФСК "Мостотряд-47" представлен договор на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объектах инвестиционной программы "Строительство остановочного пункта Щукинская, 12 этап" N 03-18-01-4724-10-МО47 от 12 декабря 2018 года (ООО "ОСК 1520" - Подрядчик, ООО ФСК "Мостотряд-47" - субподрядчик).
В результате проведенного административного расследования было установлено, что фактические работы по вырубке зеленых насаждений были произведены ООО ФСК "Мостоотряд-47". Данные работы были произведены субподрядчиком с нарушением требований действующего законодательства.
Факт нарушения, вина субподрядчика в допущенных нарушениях доказаны, в связи с чем, субподрядчик привлечен к административной ответственности. На данное обстоятельство было верно указано судом, а также не опровергнуто ответчиком-1, как в ходе административного расследования, так и в рамках судебного рассмотрения дела.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, а также положений действующего законодательства РФ о причинении вреда, ответственность по возмещению причиненного ущерба обоснованно возложена судом на ООО ФСК "Мостоотряд-47" как на лицо, непосредственно выполнявшее работы на объекте и своими действиями причинившее вред.
Ответственность в данном случае не может быть возложена на ООО "ОСК 1520", поскольку компания не является лицом, непосредственно совершившим противоправные действия, причинившие вред окружающей среде.
Исходя из позиции п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший.
Однако, в этом же пункте данного постановления отдельно специально указано, что заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.
По условиям п. 4.2.10 заключенного договора, субподрядчик обязан обеспечить и нести ответственность в ходе проведения работ за выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, пожаробезопасности, недопущению правонарушений, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
В соответствии с п. 18.1 договора, субподрядчик обязан при осуществлении Работ соблюдать требования Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Субподрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, подписав договор, ответчик-1 принял на себя обязательства соблюдать все положения действующего законодательства РФ и нести ответственность за его нарушения.
Суды установили, что какая-либо вырубка зеленых насаждений ответчику-1 не поручалась, указаний таких не выдавалось, территория рубки в зону строительства не включена.
Также суды признали доказанным, что вырубка осуществлялась ответчиком не в целях содержания охранных зон, а в целях строительства. Необходимость вырубки для содержания охранных зон на том месте, на котором она была осуществлена ответчиком 22.04.2021, не подтверждена надлежащими доказательствами.
Суды указали, что в материалы дела истцом представлен расчет, произведенный в соответствии с "Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве" (далее - Методика), а также Приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизы проектов от 30.12.2020 N МКЭ-ОД/20-93.
Согласно расчету размер вреда, причиненного ответчиком составляет 1945979 рублей 71 копейку.
В материалы дела истцом представлены материалы фото и видео фиксации, которые опровергают доводы о недоказанности количества поврежденных деревьев и кустарников.
Возражая против размера вреда, ответчик ссылается на п. 1.5 Методики, согласно которому компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения в случаях осуществления строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства, для которого требуется получение разрешения на строительство, или объекта индивидуального жилищного строительства в границах земельных участков, предоставленных (отведенных) для целей строительства (реконструкции) указанных объектов, составляет 250 000 рублей.
Суды установили, что в период проведения вырубки (22.04.2021) у ответчика не имелось разрешения не строительство, которое получено ответчиком ООО ФСК "Мостоотряд-47" только 14.05.2021, работы, необходимые для обеспечения охранных зон или эксплуатации/строительства инженерных сетей и коммуникаций ответчику ООО ФСК "Мостоотряд-47" не поручались, предметом договорных обязательств не являлись.
Судами отклонен довод ответчика о том, что в силу п. 1.6 Порядка проведения компенсационного озеленения, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП (далее - Порядок), уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений, произрастающих в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, поскольку ответчиком не был получен порубочный билет в соответствии с п. 1.7 Порядка.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А40-15862/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания с ответчика суммы ущерба, причиненного уничтожением зеленых насаждений, установив его в размере почти 2 миллионов рублей. Ответчик, осуществляя строительные работы, нарушил требования законодательства, не имея разрешения на вырубку. Кассационная жалоба отклонена, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2024 г. N Ф05-11136/24 по делу N А40-15862/2023