г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-235188/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от АО "Московская экспериментальная трикотажная фабрика": Минаева А.А. по доверенности от 01.12.2023, паспорту;
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы: Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 27.12.2023, паспорту;
от Департамента экономической политики и развития г. Москвы: Новикова В.И. по доверенности от 19.12.2023, паспорту;
от ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости": не явился, извещён;
от ИФНС России N 5 по г. Москве: не явился, извещён;
рассмотрев 21.08.2024 в судебном заседании кассационные жалобы Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы
на решение от 05.02.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23.05.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-235188/2023
по заявлению АО "Московская экспериментальная трикотажная фабрика"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы,
третьи лица: Департамент экономической политики и развития г. Москвы, ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", ИФНС России N 5 по г. Москве,
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Московская экспериментальная трикотажная фабрика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контрою за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - инспекция) с требованиями о признании незаконными действия по определению 58,12% от общей площади нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Кожевническая ул., д. 16, общей площадью 8405,8 кв. м, кадастровый номер 77:05:0001001:1068, как площади, используемой для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, фиксации данного заключения в пунктах 6.4, 6.5. акта от 09.08.2021 N 912145494549/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения; об обязании устранить допущенные нарушения прав и обязанностей в установленном законом порядке путем проведения мероприятий по определению вида фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Кожевническая ул., д. 16 общей площадью 8405,8 кв. м, кадастровый номер 77:05:0001001:1068, в части признания помещений, относящихся к заводоуправлению, производственными помещениями.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент экономической политики и развития г. Москвы (далее - департамент), ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", ИФНС России N 5 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах инспекция и департамент просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представители инспекции и департамента поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб, представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что у общества находится на праве собственности здание с кадастровым номером 77:05:0001001:1068, расположенное по адресу: Москва, Кожевническая улица, дом 16, площадью 8405,8 кв. м.
Согласно договора аренды земельного участка от 04.10.1994 N М-05-001086, земельный участок (под зданием) по данному адресу 16 предоставлен для эксплуатации существующих зданий и строений под выпуск трикотажных изделий.
В сентябре 2023 ИФНС России N 5 по г. Москве в адрес общества направлено сообщение об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога N 3879323 от 22.08.2023 на общую сумму 10.694.757 руб.
Заявителем обращением от 07.09.2023 N 55294687 и от 05.09.2023 N 05092023/01, запрошена копия акта в инспекции по недвижимости о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения соответственно, согласно которого определено 58,12% от общей площади нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001001:1068, расположенного по данному адресу, общей площадью 8405,8 кв. м, как площади, используемой для размещения офисов, торговых объектом, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и фиксации данного заключения в п. п. 6.4, 6.5 акта от 09.08.2021 N 912145494549/ОФИ о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения.
ИФНС России N 5 по г. Москве в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений и нежилых помещений для целей налогообложения" проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в 2021 году, о чем составлен акт N 91214549/ОФИ от 09.08.2021 о фактическом использовании нежилого здания (строения, сооружения) для целей налогообложения по нежилому зданию, принадлежащему на праве собственности общества, расположенному по указанному адресу (кадастровый номер 77:05:0001001:1068).
Согласно п. 6.4 акта - 58,12% нежилого здания фактически используется для размещения офисов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Суды указали, что обществу принадлежит на праве собственности часть нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0001001:1068, общей площадью 8.405,8 кв. м, расположенного по адресу: Москва, Кожевническая улица, дом 16, а именно - помещения 1, 2, 3 и 4 этажей (с учетом антресоли) общей площадью 8.108,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 21.04.1997 серии А N 0008668.
Подвальное помещение площадью 289,9 кв. м представляет собой защитное сооружение (встроенное убежище) гражданской обороны инвентарный номер 06299-77, которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 ""О совершенствовании учета федерального имущества" внесено (учтено) в реестре федерального имущества как имущество государственной казны Российской Федерации, что подтверждается в том числе претензией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.07.2017 N И22-07/14755.
09.08.2021 инспекцией с привлечением подведомственного ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания, результаты которых зафиксированы в акте.
Согласно акту здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и отражено то, что для размещения офисов используется 58,12% от общей площади всего здания, для промышленности, производства, складов (не связанных с торговлей) - 41,88%.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а, следовательно, обязанности исчислять и уплачивать налог на имущество организаций в завышенном размере.
С учетом положений ст. 378.2 Кодекса деятельность, осуществляемая собственником здания, не имеет правового значения в вопросе определения фактического использования здания для целей налогообложения.
Положения Закона о налоге на имущество организаций предусматривает отнесение к объектам недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения. Признание объекта административно-деловым центром не зависит от того, исполняется в нем "самостоятельная" или "вспомогательная" функция.
Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое, в частности, фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо выделяет фактическое использование здания для собственных нужд, не связанных с производством (административное назначение), и коммерческого использования (сдача в аренду под офисы).
Положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержит такого условия как "самостоятельное" офисное назначение нежилых помещений в здании.
Кроме того, п. 3 ст. 378.2 Кодекса прямо указывает на обратное, устанавливая не только коммерческое, но и административное назначение нежилых помещений в здании, что также подтверждается и определением офиса, установленным в п. 1.4 постановления N 257-ПП.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" подлежит актуализации на каждый налоговый период (ежегодно).
Согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 и абз. 3 пп. 2 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации одним из оснований для исчисления налога на имущество организаций от их кадастровой стоимости является фактическое использование этого имущества в целях делового, административного или коммерческого назначения (то есть для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры) и (или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 2 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1.000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. п. 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства г. Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В силу п. 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы с привлечением подведомственного ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
Согласно п. 1.3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия уполномоченный ГБУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы с приложением соответствующих фотоматериалов.
На основании акта от 09.08.2021 NN 91214549/ОФИ здание включено в Перечень N700-ПП на 2022, 2023, 2024 года.
К акту приложено 18 фотоснимков, на 5 из которых изображен внешний фасад здания, на 2-х - часть какого-то помещения, по виду определяемого как склад, на остальных - общие коридоры с фотографиями дверей некоторых помещений, предоставленных в аренду третьим лицам. Кроме того, из акта невозможно установить, какие помещения обследованы инспекторами и какие из них отнесены к офисам, 11 фотографий, сделанных внутри здания, не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям.
Фактически фотографии акта не носят информативного характера, не позволяют с достоверностью установить, какое именно помещение в здании на них изображено, в какую группу оно отнесено, какова его площадь и т.д., соответствующие указания в акте отсутствуют.
В соответствии с п. 1.4 Порядка под офисом для целей Порядка понимается именно здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
При проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества инспекции надлежит не только установить факт их соответствия формальным требованиям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка, раскрывающий понятие "офис" но также выяснить, кем они используются и под какие конкретно цели, обладают ли такие объекты самостоятельным офисным назначением.
В соответствии с п. 1.2 Методики полезная нежилая площадь - нежилая площадь торгового, офисного, спортивного, административного, социального и другого назначения, используемая для осуществления ее собственниками (владельцами, пользователями) деятельности, в том числе площадь вспомогательных помещений, не относящихся к помещениям общего пользования (в частности: места размещения инженерно-технологического оборудования, комната ожидания посетителей, комнаты хранения), используемая указанными собственниками (владельцами, пользователями).
Суды указали, что в данном случае инспекцией неверно определен размер общей полезной нежилой площади здания, исходя из того, что к общему объему полезной нежилой площади здания отнесены площади подвала, помещений специального назначения, которые не используются для осуществления какой-либо деятельности.
Подвальное помещение площадью 289,9 кв. м представляет собой защитное сооружение (встроенное убежище) гражданской обороны инвентарный номер 06299-77, которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" внесено (учтено) в реестре федерального имущества как имущество государственной казны Российской Федерации.
На основании чего, доступа в подвал общества не имеет, подвальное помещение не используется обществом и/или иными лицами.
Следовательно, площадь данного подвального помещения - 289,9 кв. м не относится к общей полезной площади здания.
Помещения, занятые встроенной трансформаторной подстанцией ТП-154 79 (площадью 180,6 кв. м - 1 этаж, помещение III, комнаты 1, 2, 3 (75,1 кв. м), помещение I, комнаты 7, 8, 9, 12, 13 (105,5 кв. м), водомерным узлом (площадью 88,7 кв. м - 1 этаж, помещение И, комната 1 (59,6 кв. м), помещение I, комната 2 (29,1 кв. м), тепловым пунктом (19,6 кв. м - 1 этаж, помещение I, комната 19), электрощитовой (площадью 43,1 кв. м - 3 этаж, помещение I, комнаты 13, 14, 15), вентиляционными камерами на 2, 3, 4 этажах здания, не могут быть включены в общую полезную площадь здания, так как доступ к ним ограничен в силу Закона, вход посторонних лиц запрещен (в том числе руководства и сотрудников АО "МЭТФ"), следовательно, помещения не используются собственником и иными лицами.
Указанные нарушения Порядка в совокупности не позволяют точно идентифицировать объем площадей, используемых для офисной деятельности, и проверить их соответствие параметрам, обозначенным пп. 4 п. 1.4 Порядка для обоснованного отнесения здания к категории административно-делового центра.
Суды установили, что здание на момент проведения обследования - 09.08.2021 фактически не использовалось для размещения офисов.
Согласно произведенному заявителем расчету доля помещений, используемых для ведения производственно-складской деятельности - 76,97%, для офисной деятельности - 10,77%.
Суды установили, что о проведении обследования заявителю стало известно после получения сообщения налогового органа о перерасчете налога на имущество организаций N 3879323 от 22.08.2023 в связи с внесением здания в Перечень N 700-ПП, то есть с перерасчетом налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого имущества. При этом, налоговым органом до 19.04.2023 подтверждена правильность исчисления налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества, а не исходя из его кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суды признали, что заявление обществом подано в арбитражный суд в пределах срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу N А40-235188/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность действий акционерного общества, оспаривающего определение налогового органа о фактическом использовании нежилого здания для офисных нужд. Судебные инстанции установили, что здание использовалось преимущественно для производственной деятельности, а не для размещения офисов, что повлияло на налогообложение. Кассационные жалобы налоговых органов отклонены.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2024 г. N Ф05-18050/24 по делу N А40-235188/2023