город Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-228064/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Нагорной А.Н., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев 19 августа 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 23 января 2024 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 17 апреля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ООО "АВИВА"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2024 года, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "АВИВА" (заявитель, Общество) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (таможенный орган, ЦАТ) от 20.08.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/150523/3073043, суд также обязал таможенный орган в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 225 101,03 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2024 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Центральной акцизной таможни в которой заявитель со ссылкой на не соответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права просит суд округа отменить решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица своих представителей в арбитражный суд округа не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поступившее от ООО "АВИВА" ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца удовлетворено судебной коллегией.
Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, в результате принятия таможенным органом в отношении ООО "Авива" решения от 20.08.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/150523/3073043, сумма подлежащих уплате таможенных платежей увеличилась до 225 101 руб. 03 коп., в связи с чем, была списана таможенным органом с суммы внесенного обществом обеспечения уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь ст. ст. 38, 313, 325 ТК ЕАЭС, правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку заявитель при подаче ДТ соответствовал всем условиям, необходимым для применения первого метода определения таможенной стоимости товара, представив все возможные и необходимые документы, подтверждающие правомерность им выбора первого метода определения таможенной стоимости товара. В представленных обществом документах отсутствуют какие-либо противоречия или недостатки, не позволяющие использовать данные документы в целях определения таможенной стоимости товаров. Вместе с тем, таможенным органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих применению первого метода таможенной стоимости товара, как и не представлено доказательств выявления таможенным органом недостоверных и/или противоречивых сведений относительно таможенной стоимости товаров, представленных обществом. Более того, судом учтено то обстоятельство, что в порядке ведомственного контроля Центральной акцизной таможней оспариваемое решение таможенного органа признано несоответствующим требованиям законодательства и полностью отменено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы таможенного органа о том, что заявленный уровень таможенной стоимости является более низким и значительно отличается от ценовой информации других аналогичных товаров, задекларированных в регионе деятельности ФТС России, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.
Ценовая информация таможенного органа (ИСС "Малахит", "Аист") предназначена для контроля таможенной деятельности в таможенных органах и применятся при проведении анализа уровня принимаемой таможенной стоимости перемещаемых товаров. С этой целью в составе ИСС "Малахит" имеется ПЗ "Автоматическое выявление фактов возможного занижения таможенной стоимости товаров" программного средства ИСС "Малахит". Данная программа используется только таможенными органами, и декларант не имеет доступа к данной информационной системе.
Из данных, приведенных таможенным органом, не ясно, какой именно товар был ввезен, в каком количестве и какими характеристиками обладает.
Таможней не представлено достаточных и неоспоримых доказательств того, что источник, который был взят за основу для определения таможенной стоимости, поставлялся на условиях, в максимальной степени сопоставимых с условиями рассматриваемой сделки, и обладал характеристиками, в максимальной степени сопоставимых с характеристиками поставляемого товара.
Между тем, то обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не является обоснованием правомерности ее определения по шестому методу, поскольку не названо в законодательстве в качестве основания для корректировки таможенной стоимости.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", закреплено, что примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
То есть низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Сами по себе данные учетно-аналитических систем единственным и безусловным доказательством недостоверности сведений о таможенной стоимости товара не являются. Предусмотренные полномочия таможенного органа определять достаточность и достоверность информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Довод таможенного органа о том, что представленный декларантом прайс-лист не является публичной офертой, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
Таможней не учтено, что прайс-лист признается публичной офертой согласно ст. 437, 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Цены на товар, указанные в прайс-листе и коммерческих документах, совпадают, что свидетельствует об отсутствии дополнительных скидок. Как следует из внешнеторгового контракта, прайс-лист не оказывает влияния на формирование цены товара.
Продавец самостоятельно определяет форму прайс-листа, информацию, содержащуюся в прайс-листе и др. сведения. Представленный прайс-лист полностью подтверждает заявленную стоимость товара на тех условиях, что и предусмотрено внешнеторговым договором.
По своему правовому содержанию прайс-лист представляет собой коммерческое предложение от продавца с учетом положений статьи 494 ГК РФ, из содержания которой следует, что публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора розничной купли-продажи предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц.
Под прайс-листом понимается документ, содержащий сведения о цене предложения реализуемых товаров, оказываемых услуг, производимых работ на определенную дату (определенный период).
При этом указанная в нем информация по выбору лица, реализующего товар, может быть и публичной, и адресованной к конкретному контрагенту с учетом фактически сложившихся правоотношений последнего с продавцом товара.
Порядок составления прайс-листа законодательством Российской Федерации или международными актами не определен.
Прайс-лист является информационным документом и не порождает для покупателя никаких правовых последствий.
Информация прайс-листа является лишь справочной либо проверочной величиной в совокупности с иными коммерческими документами, а не основанием для корректировки таможенной стоимости, поскольку не является основным коммерческим документом, свидетельствующим об условиях конкретной сделки.
Соответственно представление указанного документа не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости, тем более, что количественные составляющие прайс-листа соотносятся со сведениями, отраженными в спецификации и инвойсе.
Кроме того, представленный декларантом прайс-лист получен им от иностранного поставщика, следовательно, за его содержание декларант ответственность не несет.
Как обоснованно указано судами, прайс-лист продавца товаров не является документом, безусловно подтверждающим заявленную таможенную стоимость. Прайс-лист является дополнительным документов, который может быть запрошен у декларанта, но который, в отличие от контракта, спецификации и инвойса, не является документом, подтверждающим таможенную стоимость. Такой документ, как прайс-лист, лишь позволяет уточнить сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров, но однозначно ее не подтверждает.
Как обоснованно указано судами, таможенному органу в рамках дополнительной проверки были предоставлены заверенные копии документов, подтверждающих транспортные расходы заявителя. Факт поставки товаров на иных условиях в процессе контроля таможенной стоимости таможней не установлен.
Предоставленные таможне внешнеэкономический контракт, приложения и дополнительные соглашения к контракту, спецификация, инвойс и транспортные документы в совокупности содержали сведения о предмете поставки, стоимости товаров, условиях поставки и оплаты товаров. В указанных документах отсутствуют какие-либо противоречия или недостатки, не позволяющие данные документы использовать для целей определения величины таможенной и товаров. В процессе таможенного контроля таких недостатков и противоречий таможенным органом также не выявлено.
Следовательно, общество представило таможне достоверную, количественно определенную и документально подтвержденную информацию о внешнеэкономической сделке и обстоятельствах ее совершения, подтверждающую, что стоимость сделки является действительной и не является фиктивной или произвольной.
Таможенным органом не доказано наличие обстоятельств, препятствующих применению заявленного декларантом метода таможенной стоимости, так как декларантом надлежащим образом оформленными документами подтверждена правильность определения им таможенной стоимости товара по декларации на товары.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемое решение от 20.08.2023 б/н о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/150523/3073043 признано таможней не соответствующим действующему законодательству и отменено в соответствии со ст. 263 Федерального Закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в порядке ведомственного контроля (решение Центральной акцизной таможни от 15.11.2023 года N 10009000/151123/32/2023).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно обязав таможню в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенное нарушение в установленном законом порядке.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2024 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года по делу N А40-228064/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.Н. Нагорная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, поскольку заявитель предоставил все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения первого метода определения таможенной стоимости. Суд обязал таможню вернуть излишне взысканные платежи и подтвердил правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2024 г. N Ф05-13486/24 по делу N А40-228064/2023