город Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А40-154676/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Горбунов И.В. по дов. от 09.01.2024;
рассмотрев 20 августа 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Модуль"
на решение от 11 декабря 2023 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 19 марта 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ООО "Модуль"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве
о признании недействительными решений, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - Заявитель, ООО "Модуль", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 20 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений ИФНС N 20 по г. Москве от 15.08.2022 об отказе в возврате суммы налога: N 47577 на сумму 76,50 руб., N 47575 на сумму 229,50 руб., N 47571 на сумму 11 067 руб., N 47565 на сумму 0,34 руб., N 47561 на сумму 43,50 руб., N 47560 на сумму 6 293 руб., N 47558 на сумму 130,50 руб., N 47557 на сумму 330 руб., N 47556 на сумму 990 руб., N 47555 на сумму 47 740 руб., N 47553 на сумму 19 435 руб., N 47551 на сумму 2 405 руб., N 47550 на сумму 2 275 руб., N 47546 на сумму 7 475 руб., N 47542 на сумму 58,09 руб., от 19.08.2022 N 48925 на сумму 1,13 руб., N 46944 на сумму 11,08 руб.; об обязании возвратить заявителю сумму излишне уплаченного налога в размере 98 560 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2023 года в удовлетворении заявления ООО "Модуль" отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2023 года оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "Модуль", в которой кассатор просит суд округа решение Арбитражного суда города Москвы, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2024 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы ООО "Модуль" было отложено на 20 августа 2024 года.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2024 года произведена замена состава суда в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный истец не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.
Письменные объяснения и отзыв на кассационную жалобу представлены и приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года по делу N А40-154676/2023 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Как установлено судами, ООО "Модуль" в ИФНС N 20 по г. Москве направлены заявления о возврате сумм излишне уплаченных (подлежащих возмещению) налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов), в том числе:
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4,79 руб. (заявление от 12.01.2022 N 1);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 47 740,00 руб. - (заявление от 07.06.2022 N 2);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 990,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 3);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 330,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 4);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 229,50 руб. (заявление от 07.06.2022 N 5);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 76,50 руб. (заявление от 07.06.2022 N 6);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 0,59 руб. - (заявление от 07.06.2022 N 7);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 2,57 руб. (заявление от 07.06.2022 N 8);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 11 067,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 9);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 6 293,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 10);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 43,50 руб. (заявление от 07.06.2022 N 11);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 0,34 руб. (заявление от 07.06.2022 N 12);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 1,47 руб. (заявление от 07.06.2022 N 13);
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 130,50 руб. (заявление от 07.06.2022 N 14);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 58,09 руб. (заявление от 07.06.2022 N 15);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 275,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 16);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 19 435.00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 17);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 405,00 руб. - (заявление от 07.06.2022 N 18);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7 475,00 руб. (заявление от 07.06.2022 N 19);
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 111,34 руб. (заявление от 07.06.2022 N 20);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 2,56 руб. (заявление от 07.06.2022 N 21);
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 11,08 руб. (заявление от 07.06.2022 N 22).
Инспекцией по заявлениям налогоплательщика от 12.01.2022 N 1, от 07.06.2022 N 7, 13, 20, 21 приняты решения о возврате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 12.08.2022 N 242919 на сумму 0,59 руб., N 242917 на сумму 0,34 руб., N 242878 на сумму 111,34 руб., от 19.08.2022 N 287711 на сумму 2,56 руб., которые исполнены территориальным органом Федерального казначейства 23.08.2022.
Также, на основании заявлений налогоплательщика от 07.06.2022 N 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22 Инспекцией 15.08.2022 приняты решения об отказе в осуществлении возврата N 47577 на сумму 76,50 руб., N 47575 на сумму 229,50 руб., N 47571 на сумму 11 067,00 руб., N 47565 на сумму 0,34 руб., N 47561 на сумму 43,50 руб., N 47560 на сумму 6 293,00 руб., N 47558 на сумму 130,50 руб., N 47557 на сумму 330,00 руб., N 47556 на сумму 990,00 руб., N 47555 на сумму 47 740,00 руб., N 47553 на сумму 19 435,00 руб., N 47551 на сумму 2 405,00 руб., N 47550 на сумму 2 275,00 руб., N 47546 на сумму 7 475,00 руб., N 47542 на сумму 58,09 руб., от 19.08.2022 N 48925 на сумму 1,13 руб., N 46944 на сумму 11.08 руб. об отказе в осуществлении возврата ввиду пропуска трехлетнего срока на подачу заявления, что подтверждается письмом инспекции от 28.09.2022 N 26-26/32144@ (вх. от 29.09.2022 N 283468).
Как установлено судами по данным, отраженным в информационных ресурсах налоговых органов, налогоплательщик в состоянии расчетов с бюджетом имеет следующие переплаты: по НДФЛ: 31 590 руб., которая образовалась в связи с излишней уплатой налога 23 платежными поручениями за период с 12.07.2017 по 23.05.2019; по страховым взносам на ОПС: 49 060 руб., образованная ввиду излишней уплаты 23 платежными поручениями за период с 12.07.2017 по 03.06.2019; по страховым взносам на ОМС: 11 373 руб., образованная ввиду излишней уплаты 23 платежными поручениями за период с 12.07.2017 по 03.06.2019; по страховым взносам на ОСС: 6 467 руб., образованная ввиду излишней уплаты 23 платежными поручениями за период с 12.07.2017 по 03.06.2019.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, и как указано в заявлении, налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате 07.06.2022.
Заявитель указал, что течение трехлетнего срока давности следует исчислять с момента возникновения переплаты, то есть с 2019 года.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу, что Заявителем пропущен срок на обращение с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) в судебном порядке, поскольку Заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов в августе 2022 года, поскольку решения о возврате сумм налога вынесены 15.08.2022, а в соответствии с электронной картотекой арбитражных дел (http://www.kad.arbitr.ru) налогоплательщик обратился с заявлением о защите нарушенного права лишь 11.07.2023, следовательно, налогоплательщиком пропущен срок на обращение с заявлением в суд, указали, что также Заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд с имущественным требованием об обязании налогового органа возвратить сумму переплаты по указанным выше налогам (сборам), который как указали суды необходимо исчислять с даты оплаты по платежным поручениям.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в соответствующей период) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм, обязанность доказывания факта и размера переплаты, факта подачи заявления о возврате в налоговый орган и факта соблюдения предусмотренного законом трехлетнего срока возлагается на налогоплательщика.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О разъяснено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации), которое может быть им подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом данная норма не препятствует обществу в случае пропуска срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом Российской Федерации, исходит из того, что при обращении в суд с требованием об обязании вернуть суммы излишне уплаченного налога действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305-КГ16-12552, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968), при этом указывается, что налогоплательщик должен был узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности плательщик имел возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Сроки представления расчетов по страховым взносам определены частями 1, 2 статьи 10, пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ.
Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды в части доводов о пропуске Заявителем срока на обращение в арбитражный суд с имущественным требованием об обязании налогового органа возвратить сумму переплаты по указанным выше налогам (сборам), указывая, что Заявитель мог и должен был узнать о фактах излишней уплаты налогов (сборов, взносов) при подаче налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, пришли к выводу, что срок пропущен, так как Заявитель не указывает конкретные налоговые периоды, за которые образовалась переплате, однако, из данных информационного ресурса налогового органа следует, что речь идет о периодах до середины 2019 года (исходя из дат платежей 2017 год - середина 2019 года), следовательно, 3-летний срок на обращение в суд с имущественным требованием, Судами апелляционной и кассационной инстанций сделан вывод о пропуске срока на обращение с соответствующим заявлением в управление без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, согласно которой трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате переплаты, возникшей в результате уплаты авансовых платежей, подлежит исчислению с момента определения окончательного финансового результата по итогам налогового периода (нарастающим итогом), а именно: с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198. также истек.
Судами апелляционной и кассационной инстанций сделан вывод о пропуске срока на обращение с соответствующим заявлением в управление без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, согласно которой трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате переплаты, возникшей в результате уплаты авансовых платежей, подлежит исчислению с момента определения окончательного финансового результата по итогам налогового периода (нарастающим итогом), а именно: с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198.
При этом, из оспариваемых судебных актов следует, что суды не проводили анализ отраженных в расчетах налоговой инспекции сумм начислений и оплат в хронологическом порядке, не указали доказательства, подтверждающие соответствующие суммы, не определили размер налоговых обязательств Общества за каждый период с учетом перечисленных обществом сумм, не определили наличие (отсутствие) переплат, соблюдение срока на подачу заявления о возврате переплаты по каждому из спорных периодов, учитывая, что судами установлено, что налогоплательщик в состоянии расчетов с бюджетом имеет переплаты в том числе за период 2019 год при факте подачи налогоплательщиком заявления возврате переплаты в налоговый орган 07.06.2022, в связи с чем вывод судов о пропуске Заявителем срока на обращение в арбитражный суд с имущественным требованием об обязании налогового органа возвратить сумму переплаты по указанным выше налогам (сборам) является преждевременным.
Данным доводам оценка судами не дана.
Таким образом, выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
Поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что для разрешения спора требуется установление обстоятельств дела и оценка доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд города Москвы на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 АПК РФ следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, принять законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 декабря 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2024 года по делу N А40-154676/2023 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты и направил дело на новое рассмотрение, установив, что суды не учли все обстоятельства дела, включая возможные переплаты налогоплательщика и сроки подачи заявлений о возврате. Суд отметил необходимость полного анализа расчетов и доказательств, что не было выполнено в ходе предыдущих разбирательств.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2024 г. N Ф05-14493/24 по делу N А40-154676/2023